РУС ENG 

Выступление аудитора Михаила Меня на «Правительственном часе» в Государственной Думе

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый президиум, уважаемые депутаты Государственной Думы! Счётная палата осуществляет мониторинг реализации всех национальных проектов, в том числе нацпроекта по науке. Первые промежуточные результаты анализа будут заслушаны на заседании коллегии Счётной палаты уже на следующей неделе, поэтому я остановлюсь сегодня лишь на некоторых проблемах, которые мы выявили в результате экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.

Основной вызов этого национального проекта заключается именно в том, что он должен стать драйвером нынешней экономики. Обозначу, что удельный вес затрат на исследования и разработки в объёме ВВП страны, к сожалению, практически не растёт. Напомню, что, по данным ОЭСР, по итогам 2017 года доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,1% против 1,05% в 2000 году. По этому показателю мы входим в третью десятку стран, то есть занимаем пока 28-е место. Следует отметить, что для достижения национальной цели по ускорению технологического развития Российской Федерации необходимы значительные, большие бюджетные вложения.

Отмечу, что расходы на науку растут в абсолютном выражении. Так, в рамках программы научно-технического развития Российской Федерации на 2019—2020 годы ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятия составляют 453 миллиарда рублей, то есть рост бюджетных ассигнований на 2019—2020 годы составил 101,9 миллиарда рублей, это 29% — неплохо. Из указанной суммы финансовое обеспечение национального проекта в 2019—2020 годах составит 80 миллиардов рублей. Финансовое обеспечение в целом нацпроекта составляет почти 635,9 миллиарда рублей. Доля средств федерального бюджета в общем объёме нацпроекта — 64%. По состоянию на 1 сентября 2019 года исполнено 19,3 миллиарда рублей, это чуть больше 52%. Расходы на реализацию нацпроекта, по данным Минфина, составляют 14,9% объёма расходов консолидированного бюджета.

Несмотря на такое внимание государства к сфере науки и развитию технологий, остро встаёт вопрос о повышении активности предпринимательского сектора. Объём внутренних затрат, выполненных за счёт средств предпринимательского сектора, в 2016 году составлял 265,3 миллиарда рублей, или 28,1% общих затрат на науку. Несмотря на рост абсолютной величины в 1,7 раза, в период с 2000 по 2016 год и так небольшая доля бизнеса как источника финансирования науки, к сожалению, сократилась с 32,9 до 28,1% — это данные Росстата. Для стран — лидеров в сфере исследований и разработок в среднем характерна как раз обратная пропорция.

Следует отметить, что ряд мероприятий в национальном проекте требует дальнейшей проработки, например для мероприятий по созданию научно-образовательных центров мирового уровня требуется разработка нормативно-правовой базы, в том числе в части определения критериев отнесения центров к центрам мирового уровня.

Россия участвует менее чем в 5% тех научных направлений, которые наиболее активно развиваются на глобальном рынке исследований и инноваций. Это в три-четыре раза меньше, чем в сравнимых с нами по ВВП странах, и недостаточно для достижения целевого показателя, обозначенного в указе президента страны № 204, — там стоит задача обеспечить присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран в мире, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определённых как приоритеты научно-технического развития.

В нацпроекте также запланировано привлечение значительных внебюджетных средств — треть от общего объёма финансового обеспечения нацпроекта. Так, планируется, что их объём в 2024 году увеличится по сравнению с 2019 годом в семь раз — хорошая цифра! При этом в нацпроекте не отражены механизмы и инструменты привлечения внебюджетных средств, что требует пристального внимания и дальнейшей доработки.

Ряд целевых показателей нацпроекта не отражают качественных изменений сферы науки. Например, место России по удельному весу в общем числе научных статей в международных базах данных не отражает реального уровня развития научных исследований и разработок, а именно внедрения результатов интеллектуальной деятельности, что подтверждают многолетние дискуссии российского научного сообщества. Вместе с тем нельзя не отметить, что число публикаций российских учёных в западных журналах за последние десять лет увеличилось в два раза, что является безусловно положительным моментом и соответственно привело к повышению места России по индексу инновационной активности ВОИС. Россия по итогам 2017 года заняла 46-е место в мире, и, что касается динамики, это неплохой результат. Вместе с тем в нацпроекте отсутствуют показатели, характеризующие внедрение инноваций, что является важным фактором развития экономики.

Хочу обратить внимание на то, что требует отдельного обсуждения вопрос привлечения в науку высококвалифицированных специалистов. Некоторые меры, нацеленные на привлечение ведущих учёных и молодёжи в науку и закрепление их, нацпроектом предусмотрены, однако не предусмотрены мероприятия по развитию жилищной инфраструктуры, что крайне важно. Так, до сих пор не утверждена программа строительства инновационной жилищной и социальной инфраструктуры, что предусмотрено Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации на 2017—2019 годы. На наш взгляд, в нацпроекте уделено недостаточно внимания повышению престижа профессии учёного, хотя международный опыт показывает важность этой меры развития науки.

Следует отметить, что до настоящего времени для научного сообщества остаётся острой проблемой обеспечение закупки реактивов, которые не имеют аналогов в Российской Федерации. Действующий механизм закупки затягивает срок приобретения расходных материалов, тем самым увеличивая период реализации научных проектов, в результате достижение результатов тоже отсрочивается.

Проводимый нами мониторинг хода реализации национального проекта показал следующее. Минобрнауки России предусмотрено 1,6 миллиарда рублей на предоставление доступа научным организациям к международным базам данных научных публикаций, который обеспечивается через Российский фонд фундаментальных исследований. Анализ закупок выявил, что отдельные научные организации также заключают договоры на предоставление аналогичных услуг. Так, подведомственное "Росатому" предприятие заключило договор на использование ресурсов издательства, доступ к базам данных которого осуществляет РФФИ. То есть отсутствие межведомственной координации создаёт риски двойной оплаты одних и тех же услуг (я имею в виду здесь доступ к международным базам данных) разными организациями и ведомствами.

Также следует отметить, что целевые показатели нацпроекта не в полной мере согласуются с показателями, по которым осуществляется мониторинг документов стратегического планирования. Так, 15 августа 2019 года правительством утверждён перечень показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: из 11 показателей, динамика которых подлежит мониторингу, 5 показателей отсутствуют в национальном проекте, что, скорее всего, потребует внесения изменений и в паспорт нацпроекта. Мы просим обратить внимание на это.

Счётная палата продолжает вести мониторинг реализации национального проекта, предложения и рекомендации, выработанные в ходе работы, будут направлены в Государственную Думу.

Спасибо за внимание.

Наверх