РУС ENG 

Выступление заместителя Председателя Счетной палаты Галины Изотовой на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по вопросу о федеральном законе «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Уважаемый Николай Андреевич, уважаемая Елена Алексеевна, уважаемые коллеги! Счетная палата в установленном порядке рассмотрела проект федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период до 2022 года и направила в Федеральное Собрание в установленном порядке свое заключение.

На основных параметрах бюджета, федерального закона о бюджете, я останавливаться не буду, на нем очень детально остановилась Татьяна Геннадьевна. Отмечу лишь некоторые положительные стороны представленного бюджета и ряд замечаний, которые Счетная палата сделала в рамках своего заключения.

Сначала о положительном, уважаемые коллеги. Прежде всего, это снижение ненефтегазового дефицита в рамках трехлетнего бюджета до 6 процентов ВВП, то есть снижение зависимости от нефти нашего бюджета. И таким образом я хочу подчеркнуть, что устойчивость бюджетной системы значительно возросла, и это позволяет уверенно говорить о выполнении всех взятых на себя обязательств.

Фиксируем рост расходов в 2020 году, это первый год трехлетки. Расходы здесь возрастают на 1,1 процентных пункта ВВП. Это действительно, как сказала уважаемая Татьяна Геннадьевна, больше чем на 1 трлн рублей мы видим увеличение в следующем году. Это, конечно, очень значительный размер, объем. И при этом увеличиваются расходы на образование, здравоохранение, национальные проекты. Без сомнения, это все очень положительные стороны нашего бюджета.

Вместе с тем принципиального изменения структуры бюджета в отношении ВВП как на образование, здравоохранение, так и по инвестициям не происходит.

Отмечу также два значимых вопроса социальной политики, которые определены рамками бюджета: это новая инициатива по детским пособиям, которая также отмечалась сегодня, которая должна снизить бедность в семьях, и действие программы материнского капитала, пока утвержденное только на 2020–2021 годы. Здесь, конечно, на 2022 год нужны будут дополнительные решения.

Теперь немножко коснусь вопроса прогноза. Хочу напомнить, что год назад рост на 2020 год был спрогнозирован на 2,1 процента. Сейчас прогноз скорректирован в сторону уменьшения до 1,7. Прогноз на 2021 год сохраняется без изменений – 3,1, то есть мы видим, что будет произведен скачок почти в два раза темпов роста. Счетная палата не раз заявляла свою позицию по данному вопросу.

Еще один вопрос, коллеги. Год назад планировалось введение в действие одного из ведущих инструментов – это фонд развития. Он был включен в Бюджетный кодекс. Сейчас о нем в подготовке в рамках трехлетнего бюджета речь не идет, то есть он, можно сказать, растворился где-то. Счетная палата предлагает привести законодательство в соответствие все-таки, если мы этим инструментом не пользуемся.

На нацпроекты направлено почти 2 трлн рублей. Это действительно на 204 млрд рублей больше, чем в текущем году (я имею в виду 2020 год). Но здесь Счетная палата отмечает на сегодня достаточно низкое использование данных средств в рамках 2019 года: на начало ноября это было в районе 60 процентов.

Хочу обратить внимание на ряд постоянных проблем, связанных со сложностью бюджетного процесса, в большей степени в рамках межбюджетных отношений и бюджетов регионов. У нас, к сожалению, региональные бюджеты не принимаются в регионах, пока мы не принимаем федеральный бюджет, это затягивается до января-февраля, то есть уже начало бюджетного года. Это очень нас беспокоит. Конечно, хотелось бы отфиксировать норму, которая определяла бы принятие региональных бюджетов до 31 декабря года, предшествующего планированию бюджетного периода.

Счетная палата поддерживает новации, которые направлены на возможность регионам более качественно планировать. Собственно, я перехожу к тому, что действительно изменения уже и планируются, и (то, что сказала Татьяна Геннадьевна) много мер в этом году принимается в части именно решения данной задачи. Мы видим, что принятыми во втором чтении Государственной Думой поправками установлен срок распределения иных межбюджетных трансфертов и срок заключения соглашений с регионами не позднее 1 января 2020 года, что, конечно, мы надеемся, позволит решить эту задачу.

Также повышению социально-экономического развития регионов будет способствовать изменение условий реструктуризации задолженностей по бюджетным кредитам. Я не буду останавливаться на деталях. Действительно, Татьяна Геннадьевна рассказала о тех новациях, которые учтены в федеральном бюджете.

Также предоставляемая субъектам возможность направлять высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности средства на реализацию новых инвестиционных проектов – это тоже очень хорошее решение.

Также отмечу, коллеги, что рамками второго чтения практически 94 процента межбюджетных трансфертов на 2020 год распределены. Отмечу, что детально не распределено действительно две дотации, связанные с конкурсными процедурами: это на достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в объеме 50 млрд рублей и дотаций на премирование победителей всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" в объеме 40 млн рублей.

В 2020 году предусмотрено 40 видов иных межбюджетных трансфертов на общую сумму 351,4 млрд рублей. Поправками предусмотрено четыре новых, в том числе на приобретение зданий дошкольных образовательных организаций на территории Республики Бурятия в размере 1,4 млрд рублей, и на финансирование обеспечения дорожной деятельности в 2020 году бюджету нижегородской области 1,1 млрд рублей, в 2021 году –1,7 млрд рублей.

В целом, без сомнения, Счетная палата приветствует увеличение бюджетных ассигнований, прежде всего, конечно, на социальный блок, образование, здравоохранение, инфраструктуру. И те новации, которые предполагаются в рамках межбюджетных отношений, также, считаем, позитивные изменения, импульс дадут в развитии наших регионов.

В заключение, уважаемые коллеги, Счетная палата поддерживает одобрение федерального закона. Спасибо.

Наверх