РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №3

28 Марта 2019 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

1.     Счетная палата проверила использование иных межбюджетных на содействие развитию автомобильных дорог регионального значения

В 2013-2018 г. на 12 объектов строительства и реконструкции улично-дорожной сети в 7 субъектах Российской Федерации из федерального бюджета было направлено 29119,3 млн руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации - 7456,6 млн рублей. Все объекты завершены. Общая протяженность введенных в эксплуатацию объектов улично-дорожной сети составила 72,6 км, из них в результате реконструкции - 45,5 км и в результате строительства - 27,1 км. В 4 проверенных регионах (Республика Мордовия, Нижегородская, Ростовская, Самарская области) введено 35 км, в том числе 22 км в результате реконструкции и 13 км - в результате строительства. При этом доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, с 2015 года по 3 из 4 регионов осталась практически неизменной, а по 1 региону наблюдается незначительное сокращение указанного показателя.

2.     Механизм проектного финансирования в России не создан

Поручение Президента о создании механизма проектного финансирования не выполнено. Программа поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования была реализована только в 2015 г. Тогда на реализацию 41 инвестпроекта общей стоимостью почти 342,96 млрд руб. было предоставлено 45 госгарантий по кредитам на общую сумму 58,3 млрд руб. Освоено 97,2% от предусмотренного Программой объема госгарантий, что свидетельствует о высокой востребованности механизма проектного финансирования. Однако в 2016 г. из-за отказа Банка России рефинансировать на льготных условиях кредиты уполномоченных банков Программа была приостановлена. В 2016 г. и 2017 гг. госгарантии не предоставлялись.

3.     Меры государства по защите лесов недостаточны

Существующая в настоящее время система защиты лесов недостаточно эффективна и не ориентирована на достижение конечного результата. Действия уполномоченных органов власти не всегда последовательны и согласованы, отсутствует комплексный подход к решению проблем. В результате наблюдается ухудшение состояния лесного фонда: за период 2013-2017 годов покрытая лесами площадь сократилась на 1,1 млн га, а площадь погибших и поврежденных лесов увеличилась почти в 3 раза, что в основном вызвано лесными пожарами, воздействием вредных организмов и болезней леса. Например, несвоевременно принятые меры по локализации и ликвидации очагов сибирского шелкопряда привели к увеличению площади его очагов до 1345,3 тыс. га.

4.     Счетная палата выявила системные проблемы в финансировании вузов

Действующий порядок финансирования вузов предусматривает использование коэффициентов выравнивания, при этом единый подход к их применению отсутствует. В результате возникают «перекосы» финансирования и коррупционные риски при распределении средств. Проверка также показала, что основная часть госфинансирования направляется вузами на текущие расходы, при этом затраты на модернизацию материально-технической базы и развитие университетов ежегодно сокращаются. Это может привести к снижению качества высшего образования в стране. Другая проблема связана с установлением допустимых отклонений показателей качества и объема услуг в госзадании. Методики применения здесь также нет. В результате учредители могут устанавливать значения отклонения от 5% до 90%.

5.     Реализация Плана комплексного развития г. Свободного пока не привела к повышению качества жизни его населения

В 2017 г. на реализацию Плана комплексного развития г. Свободного Амурская область получила 303 млн руб., в 2018 г. – 1,7 млрд руб. Однако к 1 декабря 2018 г. правительство области использовало только 41,1% этих средств. В результате спустя два года с начала реализации Плана люди продолжают жить в сложных условиях: в ветхих домах, без нормальной работы и развитой инфраструктуры. Из 6 мероприятий Плана, которые было необходимо провести еще в 2017 г., 2 не завершены даже к октябрю 2018 г. Нельзя признать эффективным и сам формат Плана: он не определяет цели и социально-экономические эффекты, которые предполагается получить по итогам. План не увязан с другими документами стратегического планирования, не определен орган власти, отвечающий за его реализацию.

6.     Реорганизация протезно-ортопедической отрасли ограничила доступность услуг для инвалидов

Реорганизация ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» снизила доступность протезно-ортопедической помощи для инвалидов в ряде регионов. В частности, прекратили работу 26 филиалов предприятия, в том числе филиал «Абаканский». В результате жители двух регионов - Хакасии и Тывы – фактически лишились протезно-ортопедической помощи. Ближайший к ним филиал находится в Красноярске, до которого из Хакассии свыше 400 км, из Тывы – почти 900 км. И теперь приходиться либо ехать туда, где есть протезное предприятие, либо направлять специалистов к гражданину. В ходе проверки деятельности ФГУП Счетная палата также выявила различные недостатки и нарушения, в том числе использование находящегося в его распоряжении имущества в личных целях.

7.     Счетная палата проверила использование средств резервного фонда Правительства на благоустройство общественных и дворовых территорий

В 2017 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации было выделено 5,1 млрд руб. на благоустройство общественных и дворовых территорий 10 субъектов Российской Федерации. Минстрой заключил с 9 регионами соглашения о предоставлении субсидий на общую сумму 4,8 млрд рублей. При этом надлежащий контроль за соблюдением условий заключенных соглашений Минстрой не обеспечил. В результате отдельные регионы не выполнили ряд условий предоставления субсидии и не достигли некоторых показателей результативности ее использования. При этом сами показатели результативности не отражают степень достижения целей, на которые были выделены субсидии.

8.     80% организаций коренных малочисленных народов не участвуют в программах господдержки

В 2013-2018 гг. на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов было направлено 2,8 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета в размере 1 млрд руб. При этом непосредственно организациям коренных малочисленных народов регионы перечислили всего 15,1% выделенных средств федерального бюджета. То есть большая часть субсидий (84,9%) расходуется без непосредственного участия коренных малочисленных народов. Кроме того, анализ действующего законодательства выявил отсутствие унифицированного подхода к обеспечению прав коренных малочисленных народов. В результате формируются риски негативного отношения этих народов к оказываемой им государственной поддержке.

9.     Счетная палата выявила различия в методиках прогнозирования у главных администраторов доходов федерального бюджета

Счетная палата проанализировала Методики прогнозирования 54 главных администраторов доходов и выявила несоответствия установленным требованиям по каждому из 4 видов дохода от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. При этом основные нарекания получили алгоритмы расчета. К примеру, все администраторы проигнорировали коэффициент собираемости в формулах расчета доходов от аренды. Другая проблема - источники данных, используемые администраторами при проведении прогноза. Во-первых, они не во всех случаях единообразны, во-вторых, главные администраторы доходов зачастую не указывают свои источники информации. Такое отклонение от общих требований приводит к неточности прогнозов.

10.                       За 7 лет реализации проекта повышения финансовой грамотности населения использовано только половина предусмотренных средств

Проект реализуется с июня 2011 г. и должен завершиться в декабре 2020 г. На его реализацию предусмотрено $209,7 млн включая заем МБРР - $25 млн. Проверка показала, что ежегодные объемы использования средств в рамках Проекта были значительно ниже запланированных Минфином объемов. Так, за 7 лет реализации Проекта Минфин использовал только около половины этих средств - $106,08 млн или 50,6%, в том числе средств займа МБРР - $18,13 млн (72,53%). Проверка также выявила факты неэффективного использования информационных интернет-ресурсов на общую сумму 20,7 млн руб., некоторые сайты и целевые страницы, созданные в рамках Проекта, не поддерживаются и не обновляются. Кроме того, Минфин не обеспечил надлежащий бухгалтерский учет интернет-порталов и веб сайтов на сумму более 840 млн руб.

11.                       Строительство железнодорожного участка Междуреченск-Тайшет идет с задержками

Цели проекта «Комплексное развитие участка Междуреченск-Тайшет» могут быть не достигнуты в установленные сроки. Сроки строительства объектов не соблюдаются: по 13 из 22 объектов они были продлены с 2016 до 2020 года. В декабре 2018 г. техническая готовность 8 объектов составляла менее 50%, а по трем объектам работы даже не начинались. Проверка также выявила риски неэффективного использования бюджетных инвестиций. Так, стоимость договоров по ряду объектов превышает стоимость, определенную госэкспертизой. Кроме того, при формировании начальной цены контракта компания применяла индексы-дефляторы, не соответствующие показателям Прогноза социально-экономического развития. В результате стоимость договоров подряда на строительство ряда объектов завышена на 89,8 млн руб.


Наверх