РУС ENG 

Светлана Орлова: в хозяйственных расходах управленческих аппаратов всех уровней скрыты резервы для борьбы с бедностью

14 Марта 2019 г.

Социально ориентированный бюджет* не в полной мере справляется с задачами поддержки населения и снижения уровня бедности. Основная причина – несовершенство законодательства. Такое мнение на форуме «Взаимодействие государства и бизнеса в целях устойчивого развития: социальный аспект» озвучила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

«Часто несовершенство законодательной и нормативной правовой базы не позволяет достичь требуемого результата. Иногда используемые механизмы реализации социальных гарантий влекут риски социального недовольства», - отметила она.

Такие недостатки характерны практически для всех существующих мер поддержки граждан. Например, свыше полумиллиона россиян не смогли в 2018 году пройти санаторно-курортное лечение, так как из-за установленного норматива средств хватило лишь на 22% обратившихся. Бюджетом на одного человека предусмотрена сумма в размере 127,9 рублей в месяц или 1,5 тыс. рублей за весь 2018 год при средней цене путевки 22 тыс. рублей.

Светлана Орлова напомнила, что уровень бедности в стране остается достаточно высоким. За 9 месяцев 2018 года он составил 13,3%. Наибольший риск попасть в эту категорию у семей с детьми, несмотря на существующие меры поддержки. «При этом каждая выплата требует затрат на администрирование. Хорошо было бы оценить соотношение тех средств, которые идут непосредственно семьям, с затратами на административно-хозяйственные расходы управленческих аппаратов всех уровней. Возможно, здесь мы сможем обнаружить существенные резервы, которые могли бы направляться на снижение бедности», - такой подход предложила аудитор.

Также необходимо активно привлекать на рынок частный бизнес. Практика социального предпринимательства уже широко применяется в мире. В России данная сфера развивается медленно, хотя есть сферы, где социальное предпринимательство представлено достаточно широко. В частности, бизнес задействован в дошкольном образовании, предоставляет услуги инвалидам, людям старшего возраста. «Представляется, что задачей государства должно стать создание условий и стимулов для ведения предпринимателями социально направленной деятельности. И расходы государства на эти цели тоже можно считать социальными расходами», - считает Светлана Орлова.

Меры поддержки социального предпринимательства должны иметь стимулирующий характер, поскольку это все-таки коммерческие организации, и они нацелены на получение прибыли. Поэтому в «дорожной карте» должны появиться инструменты компенсации части затрат по банковскому кредиту, первому взносу и уплате лизинговых платежей. База для развития этого института уже готовится. Государственная Дума приняла в первом чтении Законопроект, который закрепляет понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Справочная информация:

* В 2018 году на реализацию государственной программы «Социальная поддержка граждан» в федеральном бюджете было предусмотрено более 1,3 трлн рублей, «Доступная среда» – 50,8 млрд рублей, «Содействие занятости населения» – 44,7 млрд рублей.

Наверх