РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1

31 Января 2019 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

1.      Росинфокоминвест не выполнил задачу развития отрасли информационно-коммуникационных технологий

Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий за 10 лет работы так и не смог реализовать свою главную цель — развитие российской отрасли информационно-коммуникационных технологий. За период своего существования с 2007 г. Росинфокоминвест инвестировал средства лишь в один проект в указанной сфере, а планировалось 14. Объем проинвестированного капитала составил 75 млн руб. при плане 1,2 млрд руб. При создании Фонда планировалось, что вложенные в его уставный капитал 1,45 млрд руб. будут возвращены в федеральный бюджет в результате отчуждения акций частным инвесторам, а сам федеральный бюджет будет пополняться за счет дополнительных налоговых поступлений от его деятельности в размере 813 млн руб. в год. Однако эти планы не были реализованы: среднегодовые налоговые поступления не превысили 26,46 млн руб. Размер дивидендов, перечисленных Обществом в федеральный бюджет за 10 лет работы, составил всего 44,8 млн руб.

2.      В 2018 г. доля российского программного обеспечения в госзаказе органов власти составила 52,9%

В 2018 г. доля российского программного обеспечения в госзаказе органов власти составила 52,9%. Всего в период с 2017 по 2018 годы федеральными, региональными и муниципальными органами власти, государственными внебюджетными фондами проведено 33,7 тыс. государственных и муниципальных закупок программного обеспечения на сумму 33,016 млрд руб. Федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды России потратили на программное обеспечение 17,2 млрд руб. Из них свыше 3 млрд руб. пошли на программные продукты, не включенные в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом сам Реестр в полном объеме не создан и в существующем виде не информативен. К примеру, в нем нет сведений о соответствии программ дополнительным требованиям, установленным Правительством.

3.      Высокодотационные регионы по-прежнему сильно зависят от финансовой помощи из федерального бюджета

Показатели социально-экономического развития, предусмотренные соглашениями, заключенными высокодотационными регионами и Минфином в 2017 г. в целях снижения уровня дотационности и увеличения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, не зависят напрямую от объема предоставляемых дотаций. Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2015-2017 гг. стабильно составлял около 75%, что свидетельствует о сохранении высокой зависимости этих субъектов от финансовой помощи из федерального бюджета. В 2017 г. доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов составила 62,3%. При этом в течение трех лет наблюдается тенденция к ее снижению без надлежащего обоснования: в 2017 г. – на 4,7 процентного пункта по сравнению с 2016 г.

4.      Счетная палата признала деятельность АО «Корпорация развития Северного Кавказа» неудовлетворительной

Ни одна из ключевых целей создания Корпорации, обозначенных в Стратегии от 2011 г., не достигнута. Проектная деятельность на дату завершения проверки практически отсутствовала. На 5 октября 2018 г. из более 100 инвестиционных заявок до стадии реализации за два с половиной года дошли только две. Проинвестировано в два проекта 650 млн руб. или всего 7% средств, предоставленных Корпорации в 2016-2018 гг. из федерального бюджета. На разработку проектной документации медкластера Корпорация в декабре 2016 г. получила из федерального бюджета 1,62 млрд руб. При этом Минкавказ подтвердил потребность на эти цели только 852,2 млн руб., а по результатам открытого конкурса стоимость работ по проектированию составила 798,5 млн руб. Таким образом, целевые средства из бюджета были предоставлены с двукратным превышением необходимого объема. При этом с учетом их целевого характера направить оставшиеся 821,5 млн руб. на финансирование других проектов невозможно.

5.      Учреждениям культуры не хватает контроля

На 1 января 2018 г. в стране действовали 285 федеральных учреждений культуры, из которых 121 курирует Минкультуры, а 164 – остальные федеральные органы власти. При этом отраслевые ФОИВ недостаточно контролируют подведомственные им учреждения, полноценное статистическое наблюдение в сфере культуры не ведется. Так, соответствующую отчетность в Минкультуры не сдали 42% проверенных учреждений. Имеются факты предоставления неполной статистической отчетности. В результате в своде данных федерального статистического наблюдения на 1 января 2018 г. отсутствовала информация по 11 библиотекам, 13 музеям и 5 театрам. Не сформировано в полном объеме и нормативно-правовое регулирование. В частности, не определены показатели, характеризующие содержание работ в сфере культуры. В результате значения нормативных затрат на идентичные работы существенно различаются даже в учреждениях, подведомственных одному органу власти.

6.      Регионы оказались не готовы к реализации Приоритетного проекта «Формирование городской среды»

Минстрой недостаточно подготовился к реализации Приоритетного проекта «Формирование городской среды», в том числе не оценил готовность регионов к проекту. В результате в 2017 г. более 1 млрд руб. остались не использованы. Работы на многих объектах завершались уже после благоприятного периода – в ноябре-декабре. На 1 ноября 2018 г. благоустроено 12 894 двора (71%), 2 169 общественных территорий (58%) и 121 парк (60%). При этом до конца октября не были заключены контракты на благоустройство 49 дворовых, 37 общественных территорий и 1 городского парка. По мнению Счетной палаты, низкий уровень выполнения работ и освоения средств может быть связан с несовершенством нормативных правовых актов, которые регламентируют использование бюджетных средств на реализацию проекта. Кроме того, регионы не учли рекомендации Минстроя и не синхронизировали программы создания комфортной городской среды с программами по капремонту многоквартирных домов.

7.   Эффект от господдержки малых форм хозяйствования в АПК пока остается незначительным

Меры господдержки, предусмотренные Госпрограммой развития сельского хозяйства, пока широкого распространения не получили. В 2016 г. за поддержкой обратились 2,1%, а в 2017 г. - только 1,6% от общего количества крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП. С учетом произведенной ими доли сельхозпродукции - 0,6% от общего объема (данные за 2017 г.) - господдержка пока не оказала существенного влияния на их развитие. Всего с 2016 г. на реализацию Госпрограммы было направлено свыше 58,6 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов. Из них на грантовую поддержку направлено 25,4 млрд руб. При этом конкурсный отбор на получение грантов зачастую проходил с нарушениями: не проводилась проверка потенциальных получателей на соответствие установленным критериям; оценка их заявок, в отдельных случаях, содержала высокие коррупционные риски.

Теги:
Бюллетень
Наверх