РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12

26 Декабря 2018 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

·        проверка использования субсидии, предоставленной российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов;

·        проверка эффективности функционирования системы реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства;

·        проверка реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»;

·        мониторинг реализации ПАО «РусГидро» приоритетных проектов топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока;

·        проверка использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал»;

·        проверка средств федерального бюджета, направленных учреждениям, предоставляющим государственные услуги в сфере культуры;

·        проверка использования бюджетных средств на развитие территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень».

1.     Затраты лесоперерабатывающих предприятий ДФО на реализацию приоритетных инвестпроектов не всегда возмещаются обоснованно

В 2014-2018 гг. лесоперерабатывающие предприятия Дальневосточного федерального округа, участвующие в реализации приоритетных проектов, получили из федерального бюджета 7,6 млрд руб. При этом Минпромторг не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий. Проверка показала, что решения о возмещении фактических затрат лесоперерабатывающих предприятий на реализацию инвестпроектов не всегда принимались обоснованно. Например, ОАО «Дальлеспром» были возмещены затраты по договорам лизинга транспортных средств, не используемых в рамках проекта. Участнику проекта ООО «АЛК» возмещены затраты на перевозку порожних вагонов, древесных отходов, а также перевозку продукции до станций за пределами ДФО.

2.     Росимущество тратит на хранение конфиската больше, чем получает от его реализации

Росимущество неэффективно распоряжается обращенным в собственность государства имуществом, не обладает достоверной информацией о его характеристиках и не может гарантировать достоверность его уничтожения. Отчетность ведомства неинформативна и неприменима для принятия эффективных управленческих решений. Отдельная проблема - значительные расходы на хранение конфискованного имущества, превышающие доходы от его реализации. Так, в 2017 г. расходы на хранение составили 222 млн руб., а доходы от реализации – 180 млн руб. При этом на реализацию направляется менее 1% изъятого имущества, а 99% идет на уничтожение и переработку. При этом требования к их проведению и оформлению результатов не установлены. В результате создаются риски хищения имущества и его незаконного вовлечения во вторичный оборот.

3.     Регионы медленно осваивают выделенные средства на ремонт дорог

Освоение межбюджетных трансфертов, выделенных регионам на реализацию проекта, осуществляется на низком уровне: на 1 августа 2018 г. использовано только 9,4 млрд руб. - 30% предоставленных средств. На 31 марта 2018 г. контракты были заключены по 1 809 объектам ремонта и обустройства автодорог, что составляет всего 53,5% от их общего количества. По состоянию на 1 августа 2018 г. на территориях городских агломераций полностью отремонтированы только 650 км и 2,5 млн кв. м автодорог, т.е. всего 22% от того объема ремонтных работ, который должен быть выполнен до 1 ноября 2018 года. Согласно плану проекта, в 2018 г. должно быть отремонтировано не менее 50% протяженности дорожной сети, в 2025 г. - 85 процентов.

4.     Работы по запуску Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в г. Советская Гавань Хабаровского края идут с задержками

По состоянию на 1 июля 2018 г. из четырех объектов электроэнергетики Дальнего Востока, строящихся ПАО «РусГидро», введены в эксплуатацию два: Благовещенская ТЭЦ в 2016 г. и Якутская ГРЭС-2 в 2017 г. Работы по запуску Сахалинской ГРЭС-2 и ТЭЦ в г. Советская Гавань Хабаровского края снова идут с задержками. Оба объекта должны были начать работу еще в 2016 г., однако сроки неоднократно корректировались. На момент проверки срок ввода в эксплуатацию Сахалинской ГРЭС-2 был намечен на 2018 г. (готовность 85%), ТЭЦ в г. Советская Гавань – на 2019 г. (готовность 40,18%). При этом существуют риски очередного переноса сроков на 2019 и 2021 годы, соответственно. Несоблюдение сроков обусловлено в основном некачественной подготовкой проектно-сметной документации, которую пришлось неоднократно корректировать, что привело к задержкам и удорожанию строительства.

5.     На реализацию ФЦП «Охрана озера Байкал» потрачено 8,4 млрд рублей, однако экологическая обстановка продолжает ухудшаться

В 2015-2017 гг. и 9 месяцев 2018 г. государственные заказчики ФЦП «Охрана озера Байкал» израсходовали на ее реализацию 8,4 млрд руб. Однако экологическая обстановка в районе Байкала не только не улучшилась, но продолжает ухудшаться, что создает риски недостижения целей Программы. По данным Росприроднадзора и Роспотребнадзора, содержание нефтепродуктов в р. Селенга по состоянию на май 2018 г. в 7,7 раз превышали фоновую пробу, а химические вещества в воздухе г. Закаменска представляют угрозу здоровью жителей. Финансовые ресурсы и целевые индикаторы ФЦП между собой не увязаны. Согласно отчетности, из 9 показателей ФЦП в 2015 г. не достигнуто 6, в 2016 г. – 7, а в 2017 г. – 4. Основная причина недостижения показателей – несоблюдение сроков ввода объектов ФЦП: в 2014-2017 гг. из 17 объектов в срок были введены только 5.

6.     Федеральные органы исполнительной власти недостаточно контролируют подведомственные им учреждения культуры

Федеральные органы исполнительной власти недостаточно контролируют подведомственные им учреждения культуры. Полноценное статистическое наблюдение в сфере культуры не ведется, нормативно-правовое регулирование в полном объеме не сформировано. Отсутствие должного контроля подтверждают результаты проверок в Театре Российской Армии и Государственном музее спорта. Так, проверка в Музее спорта выявила многочисленные нарушения при осуществлении учета и хранения музейных ценностей, в том числе: отсутствие регистрации на 87 тыс. музейных предметов, принятых на хранение с 2014 г; хранение музейных предметов в неоснащенных помещениях, нарушения учета и условий экспозиции предметов, содержащих драгметаллы. В Театре Армии выявлен факт расходования субсидии, выделенной на госзадание, на оплату труда медицинского персонала.

7.     Бюджет Российской Федерации потерял почти 12 млрд рублей в связи с созданием ТОР «Большой Камень»

Объем выпадающих и недополученных доходов бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием ТОР «Большой Камень» почти на 12 млрд руб. превышает объем налогов, сборов и иных обязательных платежей, планируемых к поступлению в 2016-2025 гг. Предложения Правительства об упразднении ЗАТО Большой Камень были подготовлены в отсутствие должного анализа социально-экономических последствий и расчетов необходимого объема ресурсного обеспечения. Проверка также выявила нарушения и системные недостатки в деятельности Минвостокразвития и Корпорации развития Дальнего Востока, непосредственно влияющие на эффективность функционирования ТОР «Большой Камень». Так, Корпорация не ввела в срок 4 объекта инфраструктуры. Утверждение документации по планировке ТОР «Большой Камень» осуществлялось Минвостокразвитием без учета особенностей градостроительной деятельности.


Материалы по теме

Наверх