РУС ENG 

За 9 лет стоимость строительства НИИ Пульмонологии ФМБА России возросла более чем в 7 раз

29 Июня 2017 г.

Артем Коротаев/ТАСС

Счетная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА России).

Бюджетная и консолидированная бухгалтерская отчетность ФМБА России за 2016 г. признаны недостоверными. В балансе ФМБА России на 1 января 2017 г. завышен объем незавершенного строительства на 64,6 млн руб. - сумму расходов на объекты, реконструкция которых завершена в 2013-2015 гг.; в бухгалтерской отчетности ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна» ФМБА России результаты интеллектуальной деятельности отражены по заниженной стоимости или вовсе не отражены, отсутствуют сведения по забалансовым счетам.

Кассовое исполнение по доходам ФМБА России в 2016 г. составило 1,3 млрд. руб., что на 2,6% ниже прогнозного значения. При этом 94,5% всех доходов – это доходы от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет.

В нарушение Бюджетного кодекса ФМБА России несвоевременно доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 853 млн руб., в том числе более 330 млн руб. - до центрального аппарата ФМБА (на осуществление закупок товаров, работ и услуг) и более 520 млн руб. - до учреждений (большая часть (453 млн руб.) на реконструкцию опытно-промышленного производства микро- и наносистем для диагностики и лечения ранних стадий онкологических, инфекционных и сердечно-сосудистых заболеваний). В результате в 2016 г. учреждениями ФМБА России не освоено около 400 млн руб., что создает риски несвоевременного ввода в эксплуатацию объектов и, как следствие, удорожания строительства.

Также в нарушение Бюджетного кодекса ФМБА России заключило контракт на сумму 124,3 млн руб. на проектирование строительства второй очереди МСЧ космодрома «Восточный» в отсутствие доведенного финансирования. Финансовые средства до конца 2016 г. так и не были выделены, а заключение контракта налагает на ФМБА обязательства по оплате работ и формирует риски необходимости оплаты неустойки по контракту.

По госпрограмме «Развитие здравоохранения» ФМБА России не достигнуты целевые значения по трем показателям (доля станций переливания крови, обеспечивающих современный уровень качества и безопасности компонентов крови; численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на одного работника, замещающего должности преподавателей (и) или мастеров производственного обучения; рост заработной платы).

Из 27,8 млрд руб., выделенных учреждениям на выполнение госзадания, не освоен 961 млн руб. При этом государственное задание выполнено всеми учреждениями, что может свидетельствовать, что нормативы затрат рассчитаны не корректно и требует дополнительного анализа со стороны ФМБА в этой части.

Проверка также показала, что, Агентство, установив контрольные цифры приема на обучение в аспирантуре и ординатуре, не установило госзадание 13 медицинским организациям и не довело финансирование на указанную цель. При этом учреждениями прием ординаторов и аспирантов для обучения на бюджетной основе осуществлен в отсутствие финансирования указанных услуг, что создает риски незавершения обучающимися образовательных программ или их перевода на обучение на договорной основе. Кроме того, в нарушение порядка применения бюджетной классификации, ФМБА России осуществило перечисление средств на стипендиальное обеспечение студентов.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации ежеквартальные отчеты о расходовании регионами предоставленных ФМБА России иных межбюджетных трансфертов Агентством в Минфин России не направлялись.

В нарушение Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ:

- положение о контрактной службе ФМБА России не соответствует Типовому положению, утвержденному Минэкономразвития России;

- ФМБА России осуществило 5 закупок у единственного поставщика при отсутствии извещений об осуществлении закупок в единой информационной системе, кроме того они не были включены в план график и информация о них не направлена в Федеральное казначейство для включения в реестр контрактов;

- научным центром биомедицинских технологий ФМБА заключен договор на сумму 50 млн руб. с единственным поставщиком, несмотря на отсутствие соответствующего правового акта Президента или Правительства, что свидетельствует о признаках ограничения конкуренции. 

Кроме того, в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ ФМБА России включило в состав одного лота поставку товаров с технологически и функционально несвязанными работами.

Проверка выполнения Федеральной адресной инвестиционной программы показала, что в нарушение постановления Правительства Российской Федерации № 716 Агентство не направило в Минэкономразвития России предложения для внесения изменений в ФАИП в связи с уменьшением объема финансирования на сумму 332,3 млн руб.

Согласно результатам проверки, в рамках реализации ФАИП ФМБА России было выделено 6 млрд руб. на проектирование, строительство и реконструкцию 9 объектов. Бюджетные ассигнования исполнены на уровне 72%. В 2016 г. должны были завершиться проектные работы по двум объектам, фактически работы выполнены по одному. Из трех подлежащих вводу объектов фактически не введен ни один, в том числе первая очередь медико-санитарной части космодрома «Восточный». По состоянию на 1 января 2016 г. сметная стоимость объектов незавершенного строительства составляла 43,6 млрд руб. (30 объектов), на 1 января 2017 г. она увеличилась до 49,6 млрд руб. (на 14%).

К примеру, в течение 9 лет осуществляется строительство НИИ Пульмонологии ФМБА России, а с учетом предполагаемого очередного переноса срока ввода объекта в эксплуатацию (на 2019 г.), общий срок строительства может составить 12 лет.

Как было отмечено на Коллегии, за период с 2008 по 2015 гг. утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации стоимость строительства возросла с 975,2 млн руб. до 4,7 млрд рублей (в 4,8 раза).

В 2016 г. приказом ФМБА России была утверждена новая проектная документация, предусматривающая дополнительные объемы работ (в том числе строительство 6-этажной автомобильной стоянки, разработка мероприятий по защите от оползневых явлений, проектирование станции снабжения медицинскими газами и кислородопровода и др.). В результате сметная стоимость строительства увеличилась еще на 2,8 млрд руб. (с 4,7 до 7,6 млрд руб.), а с учетом необходимости проведения публичного технологического и ценового аудита удорожание стоимости строительства и технического оснащения данного объекта может составить 3,4 млрд руб. При этом изменения в Постановление Правительства РФ, устанавливающее общий (предельный) объем бюджетных инвестиций в сумме 4,7 млрд руб., в связи с корректировкой проектной документации не вносились.

Таким образом, за 9 лет стоимость строительства НИИ Пульмонологии ФМБА России возросла более чем в 7 раз, что не может сравниться ни с одним объектом строительства в медицине за последние годы.

Кроме того, проверка показала, что генподрядчик (ООО «АртСтройТехнология»*) в связи с ограниченной численностью сотрудников самостоятельно строительные работы в 2016 г. не осуществлял, заключив в 2015 г. 9 договоров с субподрядными организациями общей стоимостью 771,4 млн руб., что составляет 79% от общей стоимости государственного контракта (976 млн руб.). Оставшиеся средства в размере 204,5 млн руб. являются доходом ООО «АртСтройТехнология», что может свидетельствовать о завышении сметной стоимости строительства объекта.

В ходе проверки в действиях руководства ФМБА России и подведомственных ему учреждений выявлены коррупционные риски.

Так, в нарушение Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ФМБА России назначило исполняющего обязанности директора подведомственного ФГУП в отсутствие согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В нарушение Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна» осуществило 345 закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму 197,8 млн руб. в отсутствие нормативного акта ФМБА России, что также имеет коррупционные признаки.

В нарушение Положения об установлении систем оплаты труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 583, по итогам 2016 г. не соблюдено предельное соотношение среднемесячной заработной платы генерального директора, его заместителей и главного бухгалтера ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» к среднемесячной заработной плате работников учреждения. Средняя месячная заработная плата генерального директора составила 1 469 тыс. руб., а его заместителей – 809 тыс. руб., при средней заработной плате работников учреждения – 76,3 тыс. руб. Соотношение заработной платы директора к заработной плате работников превысило предельный уровень (1:8) более чем в 2 раза и составило (1:17,3), а у его заместителей – (1:9,7).

В нарушение положений ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна» осуществлено продление договоров аренды недвижимого имущества без согласования с собственником имущества.

Кроме того, в нарушение ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им.А.И.Бурназяна» проведен капитальный ремонт помещений архива и вивария без разработанной проектной документации на сумму 9 млн руб.

Проверкой также установлено, что ФМБА России и подведомственными учреждениями не оформлено право постоянного (бессрочного) пользования на 30 земельных участков, право собственности Российской Федерации на 33 земельных участка, в реестр федерального недвижимого имущества не внесено 50 земельных участков. Также ФМБА России и подведомственными учреждениями, не оформлено право оперативного управления/хозяйственного ведения на 403 объекта недвижимости, право собственности Российской Федерации на 615 объектов недвижимости, в реестр федерального недвижимого имущества не внесено 90 объектов недвижимости.

По итогам проверки планируется направить представление в ФМБА России, обращение - в Генеральную прокуратуру, информационные письма - в ФАС и МВД России, заключение – в палаты Федерального собрания.

Справочно:

По данным информационной системы «СПАРК – Интерфакс» ООО «АртСтройТехнология» имеет персонал численностью 16-50 человек; уставный капитал в размере 50 тыс. руб.; прибыль по итогам 2014 г. в объеме 10,5 млн. руб. Данные о деятельности ООО «АртСтройТехнология» за 2015-2016 гг. в информационной системе СПАРК – Интерфакс не опубликованы.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита

 


Материалы по теме

Наверх