РУС ENG 

Из-за низкого уровня выполнения работ завершение инфраструктурного проекта «Модернизация БАМа и ТРАНССИБа» сдвигается на 2019 г.

13 Апреля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

Объекты проверки: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Строительно-монтажный трест № 15 - филиал акционерного общества «РЖДстрой».

Проверяемый период деятельности: 2016 г.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Источниками финансирования инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» являются взносы в уставный капитал ОАО «РЖД», средства Фонда национального благосостояния, а также средства компании. По состоянию на 1 января 2017 г. в рамках инвестиционного проекта были освоены 149,7 млрд руб. капитальных вложений – это 27% от предусмотренного Паспортом проекта.

По итогам 2015-2016 гг. кассовые расходы ОАО «РЖД» по средствам  Фонда национального благосостояния составили только 29 млрд руб. (60% от объема средств ФНБ, привлеченных ОАО «РЖД» в 2015 г.) На начало 2017 г. неиспользованный остаток средств ФНБ - 21 млрд руб. Расходы на реализацию Инфраструктурного проекта за счет средств компании в 2016 г. составили 50 млрд руб. или 56% от объема финансирования, установленного Паспортом проекта.

«В результате, завершение работ по ряду объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2016 г., финансирование которых осуществляется, в том числе за счет средств ФНБ, не было обеспечено», - заявил аудитор. Так, по итогам 2016 г. уровень технической готовности 16 объектов, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен еще в 2015 г., составил от 2 до 50%. В связи с низким уровнем выполнения работ на объектах строительства, завершение реализации мероприятий Инфраструктурного проекта в соответствии с актуализированным детальным планом перенесено с 2017 на 2019 г. При этом Паспортом проекта срок строительства определен 2015-2017 гг.

Сумма дохода ОАО «РЖД» в виде процентов от размещения средств ФНБ на счете в Банке ВТБ за 2015-2016 гг. составила 7,3 млрд руб.

В нарушение положений Градостроительного кодекса РЖД в 2016 г. принимались и оплачивались строительно-монтажные работы по 13 объектам Инфраструктурного проекта без наличия утвержденной проектно-сметной документации. На 10 объектах строительно-монтажные работы проводились без наличия разрешений на строительство. «РЖД проводится работа по сокращению количества объектов, строительство которых осуществляется без наличия проектно-сметной документации. Однако подобные факты еще сохраняются», - отметил Валерий Богомолов. 

Согласно протоколу Правительственной комиссии по транспорту в 2016 г. было предусмотрено проведение технологического и ценового аудита проектной документации по 36 объектам строительства. Фактически в прошлом году аудит был проведен в отношении 19 объектов инфраструктурного проекта.

Согласно Положению о закупках заказы на строительно-монтажные работы, оборудование, проектно-изыскательские работы при реализации инфраструктурного проекта размещались РЖД путем проведения конкурсов и определения единственных исполнителей с формированием корпоративного заказа. Ряд пунктов Положения о закупках позволяет компании без проведения конкурсных процедур увеличивать объем работ и цену заключенных договоров до 30%, а также менять подрядчика в ходе исполнения договоров. По мнению Счетной палаты, данные пункты Положения о закупках не соответствуют принципам равноправия, справедливости и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных 223-ФЗ.

Так, Положением о закупках ОАО «РЖД» установлено, что при исполнении договора не допускается замена подрядчика. При этом согласно пункту 400 Положения вышеуказанное ограничение не распространяется на закупки, проведенные до 1 января 2015 г. Этот пункт Положения позволил Обществу в 2016 г. заменить подрядчика на часть работ по договору, заключенному на основании открытого конкурса с ООО «Трансюжстрой» на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы на 33 объектах стоимостью 46 млрд руб. В результате РЖД в 2016 г. без проведения конкурсных процедур заключило договоры на сумму 10 млрд руб.

Проверка расходования средств ФНБ, направленных на финансирование инфраструктурного проекта, осуществляется Счетной палатой с 2015 г. Представления, направленные по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий, были исполнены ОАО «РЖД» в полном объеме.

В частности, в рамках исполнения представлений Счетной палаты компанией были устранены факты заключения подрядных договоров в нарушение условий конкурсной документации, а также факты проведения торгов при отсутствии обоснования начальных цен. Распоряжением компании от 01.09.2016 г. утверждены Методические рекомендации по определению начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок товаров, работ услуг для нужд ОАО «РЖД». Кроме того, распоряжением компании от 25.04.2016 г. установлен запрет на включение в план закупок работ, не имеющих утвержденной проектно-сметной документации или сметы на проведение капитального ремонта.

Также по предложению Счетной палаты компанией обеспечена выплата авансов подрядным организациям в строгом соответствии с требованиями типовых условий расчетов при осуществлении закупок и заключении договоров с контрагентами, плательщиком по которым является ОАО «РЖД».

Проверка использования бюджетных средств, выделенных на инфраструктурный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», Счетной палатой будет продолжена.

Коллегия приняла решение направить информационные письма Министерству финансов Российской Федерации и ОАО «РЖД», а также отчет – в палаты Федерального Собрания.

 

 


Материалы по теме

Наверх