РУС ENG 

Не в полной мере обосновано увеличение в 2016 г. уставного капитала АО «ОЭЗ» на сумму 5,2 млрд руб.

10 Апреля 2017 г.

Рюмин Александр/ ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в 2016 году».

Объекты анализа: Минэкономразвития России (по запросам); управляющие компании особых экономических зон, в том числе АО «Особые экономические зоны» (по запросам), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по запросам).

Исследуемый период: 2016 г.

С докладом на Коллегии выступил аудитор Сергей Агапцов.

В период с 2005 по 2016 гг. на основании постановлений Правительства РФ было создано 36 особых экономических зон (ОЭЗ) на территориях 31 региона. В период с 2010 по 2016 гг. досрочно прекращена деятельность 10 ОЭЗ. По состоянию на 1 января 2017 г. на территориях 23 регионов существуют 26 особых экономических зон (ОЭЗ), из них 10 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 9 туристско-рекреационного типа и 1 портового типа.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ на 1 января 2017 г. оценивается в 383,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 127,7 млрд руб., региональных бюджетов – 104,1 млрд руб., управляющих компаний – 24,5 млрд руб., иных внебюджетных источники – 51,9 млрд руб. В период с 2005 по 2016 гг. на финансирование создания и развития ОЭЗ, а также на содержание объектов их инфраструктуры из федерального бюджета уже было предоставлено 127,1 млрд руб. На 2017-2019 гг. Минэкономразвития России предусмотрены бюджетные инвестиции в сумме 13,1 млрд руб.

Проведенный анализ в очередной раз показал, что за время своего существования особые экономические зоны действенным инструментом поддержки национальной экономики так и не стали. В 2016 г. ситуация кардинально не изменилась: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут. «За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей», - отметил в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Сергей Агапцов.

Общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 217,7 млрд руб., что составляет всего 33,5% от заявленного объема. При этом основной объем инвестиций (77,4% общего объема) привлечен резидентами 3 ОЭЗ (в Республике Татарстан («Алабуга»), Липецкой области и г. Санкт-Петербурге).

Общий объем уплаченных резидентами налоговых и таможенных платежей на 1 января 2017 г. составил 38,8 млрд руб., в подавляющем объеме резидентами ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан) и «Липецк». При этом резидентам ОЭЗ предоставлено налоговых льгот и таможенных преференций в общем объеме 28 млрд руб.

На сегодняшний день относительно эффективными можно признать только деятельность ОЭЗ, созданных на территориях Республики Татарстан («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в г. Санкт-Петербурге, так как объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом следует отметить, что указанные ОЭЗ изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом.

Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется.

Как было отмечено на Коллегии, одной из причин сложившейся ситуации является ненадлежащее исполнение Минэкономразвития России, органами исполнительной власти регионов и управляющими компаниями возложенных на них полномочий по управлению, созданию и развитию ОЭЗ.

По итогам проверки Счетной палаты, проведенной в 2016 г., Президентом Российской Федерации В.В.Путиным было дано поручение Правительству о принятии мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности деятельности ОЭЗ, в том числе с точки зрения оптимизации бюджетных расходов.

В рамках исполнения поручения Президента были приняты следующие меры.

Ликвидировано 8 неэффективных ОЭЗ, что позволило сократить обязательства федерального бюджета на 6,1 млрд руб. При этом расходы федерального бюджета на их создание составили 3,7 млрд руб.

Минэкономразвития России заключены соглашения с органами исполнительной власти 17 регионов о передаче полномочий по управлению 20 ОЭЗ.

Средства управляющих компаний в объеме 30,9 млрд руб., находящиеся на расчетных счетах в кредитных организациях (неизрасходованные средства федерального бюджета и полученный управляющими компаниями процентный доход от размещения временно свободных денежных средств), были переведены на лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

Кроме того, утверждены новые перечни объектов инфраструктуры ОЭЗ, в соответствии с которыми на их создание предполагается привлечь средства управляющих компаний в размере 24,5 млрд руб. «В большей степени это средства управляющих компаний, полученные от размещения денежных средств на депозитах», - пояснил Сергей Агапцов, отметив при этом, что за 11 лет их процентный доход составил 29,6 млрд руб.

Вместе с тем, анализ действующих нормативных правовых актов и текущей ситуации показал, что на сегодняшний день принятых мер недостаточно для более эффективного функционирования ОЭЗ.

Так, до настоящего времени не принята стратегия создания и функционирования инструментов развития территорий, которая бы включала требования к содержанию обоснований целесообразности их создания. При этом в отсутствие стратегии за 2015 и 2017 гг. уже создано 30 территорий опережающего социально-экономического развития. Более того, приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов» предусматривается возможность создания территорий опережающего социально-экономического развития в 100 моногородах.

Не внедрены на законодательном уровне единые подходы к созданию и функционированию ОЭЗ. Действующее законодательство не предусматривает раскрытие понятия «инфраструктура особой экономической зоны», также как и «объекты, предназначенные для обеспечения функционирования особой экономической зоны». Как было отмечено на Коллегии, отсутствие законодательно закрепленных понятий создает риски строительства и приобретения за счет бюджетных средств объектов, не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ или объектов, финансирование которых должно осуществляться за счет резидентов.

Отмечается также непроработанность заявок регионов в части состава перечней земельных участков, расположенных в границах территории, на которой предполагается создание ОЭЗ. Целесообразно предусмотреть нормативными правовыми актами необходимость предоставления в составе заявки на создание ОЭЗ проекта планировки территории ОЭЗ.

По информации, представленной управляющими компаниями, по состоянию на 1 января 2017 г. из общей площади земельных участков, на которых расположены ОЭЗ (66,7 тыс. гектаров), не использованы 43,7 тыс. гектаров или 65,5%.

При значительных планируемых объемах бюджетных инвестиций на создание  ОЭЗ такие значимые показатели оценки инвестиционных проектов как доходность, рентабельность, срок окупаемости не рассматриваются.

Не выполнено в полном объеме и поручение Президента в части обеспечения оптимизации бюджетных инвестиций, направляемых на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ. Так, общая сумма неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2017 года составила около 18 млрд рублей.

Анализ перечней объектов инфраструктуры ОЭЗ показал, что по состоянию 1 января 2017 г. не определены источники финансирования строительства объектов на общую сумму 75 млрд руб. «С большой вероятностью можно предположить, что в будущем это бремя будет возложено на федеральный бюджет», - констатировал Сергей Агапцов.

Проведенный анализ также показал, что при планировании бюджетных ассигнований на создание ОЭЗ по-прежнему сохраняется практика принятия разовых решений, отсутствие прозрачности и единых подходов по процедуре планирования и обоснованности объема бюджетных инвестиций в виде взносов в уставный капитал АО «ОЭЗ» и его дочерних обществ (управляющих компаний).

Так, по мнению Счетной палаты, не в полной мере обосновано увеличение в 2016 г. уставного капитала АО «ОЭЗ» на сумму 5,2 млрд руб., из которых 476,8 млн руб. направлено ОЭЗ «Липецк»., 500 млн руб. - ОЭЗ «Лотос» (Астраханская область) 3,3 млрд руб. – ОЭЗ «Калуга» и 1 млрд руб. - АО «Курорты Северного Кавказа».

Например, строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ «Калуга» за счет федерального бюджета было полностью профинансировано еще по состоянию на 1 января 2016 г. на сумму 2,6 млрд руб. А в 2016 г. в Соглашение о создании указанной зоны были внесены изменения, в соответствии с которыми перечень объектов инфраструктуры ОЭЗ увеличился на 35 новых объектов стоимостью почти в 6 млрд руб. При этом источник финансирования новых объектов определен не был. В результате в 2016 г. на строительство 16 из 35 новых объектов ОЭЗ «Калуга» были направлены средства, выделенные из федерального бюджета в сумме 3,3 млрд руб.

Финансирование создания ОЭЗ «Лотос» в Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства России от 18 ноября 2014 г. предполагалось без привлечения средств федерального бюджета, а в 2016 г. направляется 500 млн руб.

Кроме того, в 2017-2019 гг. на создание ОЭЗ из федерального бюджета предполагается направить 13,1 млрд руб. с целью увеличения уставного капитала АО «Курорты Северного Кавказа». При этом остаток неизрасходованных средств федерального бюджета на счетах Общества по состоянию на 1 января 2017 г. составлял 6,7 млрд руб.

На Коллегии также отмечалось, что до настоящего времени Минэкономразвития не завершена процедура безвозмездной передачи имущества ликвидированных ОЭЗ в государственную собственность регионов.

По состоянию на 1 января 2017 г. порядок компенсации затрат органам исполнительной власти регионов на создание инфраструктуры ОЭЗ, а также механизм передачи имущества АО «ОЭЗ» регионам не утверждены.

При этом регионы не выполняют взятые на себя обязательства по финансированию строительства инфраструктуры ОЭЗ. Так, на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов ориентировочно не выполнены на 38,9%.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

 

 


Материалы по теме

Наверх