РУС ENG 

В ряде регионов сложились риски неисполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда к установленному сроку

20 Апреля 2016 г.

Владимир Смирнов/ТАСС 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка обоснованности и целевого использования бюджетных средств, направленных в качестве имущественного взноса в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2014 году и истекшем периоде 2015 года». Проверка была проведена совместно со Счетной палатой Ульяновской области.

Объекты проверки: Госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Фонд), Правительство Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Правительство Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, Правительство Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Проверяемый период: 2014-2015 годы.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

Объем средств федерального бюджета, направленных Фондом ЖКХ в 2013-2015 гг. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 600* и Распоряжения Правительства № 1743-р**, составил 131,9 млрд. рублей, в том числе в 2013 году – 49,2 млрд. рублей, в 2014 году – 39,3 млрд. рублей и в 2015 году – 43,4 млрд. рублей*. В 2016 г. законом о федеральном бюджете на переселение граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрены средства в виде имущественного взноса в Фонд в размере 19,6 млрд. рублей. Остаток средств федерального бюджета, необходимый для завершения программ, будет определен при формировании закона о бюджете на 2017 год***.

Согласно результатам проверки, в 2013-2015 гг. установленные ключевые показатели задания по переселению граждан из аварийного жилищного фонда были исполнены в полном объеме. «На 1 января 2016 г. фактически расселенная площадь аварийного жилья составила 5,4 млн. кв. м, или 47% утвержденного Правительством России объема (11,4 млн. кв.м.)», - сообщил на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

При этом он подчеркнул, что указанное достижение было обусловлено перевыполнением показателей по переселению в ряде регионов при одновременном их невыполнении в других.

Так, в Забайкальском крае, Амурской, Архангельской, Вологодской, Ивановской, Саратовской областях, республиках Бурятия, Дагестан, Карелия, Калмыкия, Коми и Тыва реализация программ составила менее 50%. При этом Республика Коми и Забайкальский край не выполнили целевые показатели 2014 года и не начали выполнение показателей 2015 года. В республиках Адыгея, Дагестан, Тыва, Карелия, Астраханской и Саратовской областях план по переселению граждан из аварийного жилья в 2015 году выполнен менее чем на 30%.

Всего по состоянию на 1 января 2016 г. риски неисполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда к установленному сроку сложились в Амурской, Псковской, Архангельской, Вологодской, Саратовской и Ульяновской областях, Еврейской автономной области, республиках Тыва, Карелия, Чувашия, Хакасия, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском, Забайкальском и Ставропольском краях. «До 1 сентября 2017 года в этих регионах необходимо расселить 1 483,7 тыс. кв. метров аварийного жилья» - констатировал аудитор.

При этом риски неисполнения рядом регионов своих обязательств по расселению аварийного жилья проявились уже в 2013-2014 годах. Однако причины и факторы их возникновения должной оценки со стороны Минстроя России и Фонда не получили. Необходимые меры реагирования приняты ими не были.

Ни на стадии формирования программ, ни в ходе их исполнения Минстроем России и Фондом должным образом не оценивались их ресурсное и, в первую очередь, финансовое обеспечение, а также особые условия реализации для каждого региона (значительное количество малых населенных пунктов, незначительные объемы строительства, отсутствие опыта и практики).

По мнению Счетной палаты, к структуре и содержанию указанных региональных программ должны быть применены требования Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588.

Так, региональные программы представляется целесообразным формировать как комплекс планируемых детальных мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих реализацию с учетом необходимости соблюдения приоритетов государственной политики в сфере ЖКХ.

Вместе с тем разработанные на основании методических рекомендаций Фонда программы представляют собой документ, регламентирующий в основном распределение финансовых средств по годам их реализации согласно реестру жилых помещений, признанных аварийными. При этом программами не регламентированы вопросы организации взаимодействия между региональными и муниципальными властями в процессе их реализации, подготовка обеспеченных соответствующей инфраструктурой площадок под строительство жилых домов, разработка проектно-сметной документации, проведение торгов на заключение государственных (муниципальных) контрактов, строительство типовых зданий и сооружений, снос (реконструкция) аварийного жилья и т.д.

Как показала проверка, в 2013-2015 гг. Минстроем России и Фондом предпринимались определенные меры по улучшению качества мониторинга и осуществлению контроля за ходом реализации программ (в том числе в виде создания специальной автоматизированной информационной системы, действующей в режиме реального времени и дополнительных мер административного воздействия - приостановление финансирования и наложение штрафов). Однако указанные меры не привели к изменению ситуации в лучшую сторону в проблемных регионах.

В настоящее время, по оценке Счетной палаты, основные риски реализации программ связаны с отсутствием в проблемных регионах подготовленных площадок под строительство, дефицитом подрядных мощностей строительного комплекса в регионах и недостатком собственных средств у ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для финансового обеспечения запланированных объемов работ из-за несбалансированности региональных консолидированных бюджетов.

По итогам 2015 г. бюджеты 16 регионов были исполнены с общим дефицитом в размере 57,9 млрд. рублей, или 18,8 % общего объема дефицита региональных бюджетов, исполненных с дефицитом. При этом у большинства регионов исчерпана возможность покрытия дополнительных расходов за счет увеличения объема заимствований. Так, у республик Карелия, Хакасия, Забайкальского края, Саратовской, Псковской, Вологодской, Еврейской автономной областях государственный долг превысил объем собственных доходов, доля коммерческой задолженности в структуре долга составила 49,1%, задолженности по бюджетным кредитам – 38,7%.

«Несмотря на ограниченность оставшихся сроков реализации программ, Минстроем России и Фондом до настоящего времени не проведена оценка объема имеющихся средств и средств, дополнительно необходимых субъектам Российской Федерации для их завершения в установленный срок», - констатировала по итогам обсуждения глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту России, а также в Правительство Российской Федерации и Минстрой России, представления - в Фонд ЖКХ, Правительство Забайкальского Края, Правительство Республики Карелия.

Справочно:

*Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

**Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1743-р «О комплексе мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда».

***Общий объем средств федерального бюджета поступивших в Фонд ЖКХ за период 2007-2015 гг. в качестве имущественного взноса Российской Федерации, составил 478,6 млрд. рублей. Из этих средств Фонд ЖКХ 226,7 млрд. руб. направил на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и 222,7 млрд. руб. – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.


Ключевые факты

  1. Объем средств федерального бюджета, направленных Фондом ЖКХ в 2013-2015 гг. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 600* и Распоряжения Правительства № 1743-р**, составил 131,9 млрд. рублей.
  2. На 1 января 2016 г. фактически расселенная площадь аварийного жилья составила 5,4 млн. кв. м, или 47% утвержденного Правительством России объема (11,4 млн. кв.м.).
  3. По состоянию на 1 января 2016 г. риски неисполнения задачи по расселению аварийного жилищного фонда к установленному сроку сложились в Амурской, Псковской, Архангельской, Вологодской, Саратовской и Ульяновской областях, Еврейской автономной области, республиках Тыва, Карелия, Чувашия, Хакасия, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатском, Забайкальском и Ставропольском краях. До 1 сентября 2017 года в этих регионах необходимо расселить 1 483,7 тыс. кв. метров аварийного жилья.

Материалы по теме

Наверх