РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №12

22 Января 2016 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №12 за 2015 г. В документе представлена информация об использовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями, а также о расходовании бюджетных средств, направленных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории и на реализацию программ повышения конкурентоспособности российских вузов, в том числе в МИФИ. Кроме того, в Бюллетене опубликованы результаты проверки соблюдения в 2014 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: www.audit.gov.ru.

Ни один из российских вузов, получивших субсидию на повышение конкурентоспособности, не вошел в первую сотню мировых рейтингов

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, направленных Минобрнауки России на реализацию программ развития и повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров».

В отчете отмечается, что на осуществление государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности в 2013-2015 гг. было выделено 29 млрд. рублей. Однако, несмотря на существенную поддержку, ни один из вузов, получивших субсидию, не занял места в первой сотне ведущих мировых университетов.

Результаты анализа свидетельствуют о недостаточном нормативном обеспечении реализации программы повышения конкурентоспособности российских вузов. В частности, не разработан ряд необходимых нормативных документов, в том числе порядок проведения конкурсов по отбору вузов и порядок оказания методического и аналитического сопровождения оказываемой господдержки, а также перечень ведущих вузов - участников мероприятий и критерии «ротации вузов». Не утверждена примерная программа повышения конкурентоспособности вузов, на основании которой университеты могли бы разрабатывать собственные программы, а также методические рекомендации по их разработке.

Проверкой также установлено, что в 2013 и 2014 гг. размер предоставленных вузам субсидий был рассчитан Минобрнауки с нарушением правил их распределения. В результате в 2014 г. 5 вузам субсидия была завышена, а 9 другим – занижена. Трем вузам субсидия была выделена, несмотря на отсутствие в их программах показателя по вхождению в первую сотню ведущих вузов.

Счетная палата проверила МИФИ

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников, направленных на реализацию программ развития и повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (г. Москва)».

В отчете отмечается, что за годы реализации программы МИФИ было выделено 2 303,4 млн. рублей. При этом освоение составило чуть больше 50%, что говорит о низком уровне реализации Университетом мероприятий Программы либо об их ненадлежащем планировании.

Взаимосвязь реализуемых мероприятий и показателей результативности установлена МИФИ самостоятельно, четкая взаимосвязь мероприятий и показателей отсутствует. Значения ряда показателей на 2014 год установлены ниже значений, фактически достигнутых в 2013 году.

В ходе проверки также были установлены нарушения бухгалтерского учета при использовании выделенных средств. В частности, проверка показала, что Университет не отражал в бухучете операции по приобретению лицензий и прав пользования программным обеспечением, а также сдавал в аренду федеральное имущество без согласования с Минобрнауки России, не обеспечив при этом его страхование.

Страховые медорганизации не справляются с задачей защиты прав пациентов

В отчете аудитора Александра Филипенко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования страховыми медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования в 2014 году и истекшем периоде 2015 года».

В отчете отмечается, что в 2014-2015 гг. на ведение дел страховых медицинских организаций (СМО) было выделено 53 млрд. руб. средств ОМС. При этом проверка показала, что СМО не справляются с задачей по защите прав застрахованных лиц и не в полной мере осуществляют переданные им ТФОМС функции страховщика.

В частности, проверка показала, что в СМО отсутствуют единые подходы к методам ведения персонифицированного учета в сфере ОМС, что создает риски полноты и достоверности данных регистра застрахованных лиц. Так, у одного из инспекторов, участвующих в проверке, был выявлен факт наличия двух действующих полиса ОМС, выданных ОАО «РОСНО-МС».

В отчете также отмечается недостаточное нормативное регулирование деятельности страховых организаций, в том числе в части информирования застрахованных лиц о видах, качестве и условиях предоставления им медицинской помощи, о выявленных нарушениях при ее оказании, о праве застрахованных лиц на выбор медицинской организации, а также об обязанностях застрахованных лиц. В результате это приводит к отсутствию у страховых организаций единообразия и системности по исполнению своих обязанностей в части информирования.

В бюджеты стран-участниц Таможенного союза в 2014 году поступило ввозных таможенных пошлин на сумму $19,4 млрд.

В совместном отчете Счетной палаты Российской Федерации, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан опубликованы результаты «Проверки соблюдения в 2014 году уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)».

В отчете отмечается, что в 2014 году уполномоченные органы государств-членов Таможенного союза в целом обеспечили действие одного из его основных регулирующих механизмов – порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между государствами-членами.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджеты Сторон, за 2014 год составила $19,4 млрд., из которых в бюджет Российской Федерации поступило $17,1 млрд. (641,7 млрд. рос. рублей), в бюджет Республики Беларусь – $908,4 млн. (8,9 трлн. бел. рублей), в бюджет Республики Казахстан – $1,4 млрд. (292,1 млрд. тенге). По сравнению с 2013 годом наблюдается снижение поступлений на $4,9 млрд., или на 20,1%.

В ходе проверки были выявлены отдельные недостатки в деятельности уполномоченных органов сторон, в частности, отсутствие оперативного и полноценного взаимного контроля по вопросам правильности применения норм Соглашения по всем декларациям на товары. Среди недостатков также было отмечено отсутствие регламентации механизма зачисления и распределения специальных защитных и антидемпинговых таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В районе озера Байкал в эксплуатацию не введено ни одного очистного сооружения

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты «Проверка использования средств федерального бюджета и федерального имущества, выделенных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года».

В отчете отмечается, что в 2014 году не были достигнуты значения трех из 9 показателей ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». При этом два из них характеризуют сокращение не переработанных и не размещенных на полигонах отходов и сбросов загрязненных сточных вод. По состоянию на октябрь 2015 года в эксплуатацию не введено ни одного очистного сооружения.

Контроль со стороны Минприроды России за ходом реализации Программы фактически сводится к получению отчетных форм от государственных заказчиков и направлению сводной отчетности в Минэкономразвития, Минфин, Минобрнауки и Росстат. При этом достоверность представленных отчетов не проверяется, документы, подтверждающие выполнение мероприятий, не запрашиваются.

В ходе проверки также был выявлен ряд нарушений финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неправомерное расходование бюджетных средств, допущенное Минприроды Республики Бурятия в рамках выполнения госконтрактов с ЗАО «Закаменск». Так, при реализации мероприятий по ликвидации экологических последствий производственной деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината Минприроды Республики Бурятия допустило оплату фактически не выполненных работ, а также завышение стоимости работ по перемещению техногенных песков и рекультивации земель на общую сумму 322,6 млн. рублей.

Наверх