РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №11

24 Декабря 2015 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №11 за 2015 г. В документе представлена информация о результатах проверок: кредитования регионов коммерческими банками; расходования бюджетных средств, выделенных для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий; реализации инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги»; исполнения страховыми компаниями Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Кроме того, в Бюллетене опубликованы промежуточные результаты Мониторинга эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также Заключение на доклад Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации СРП за 2014 год.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по адресу: www.audit.gov.ru.

Скоростное движение на участке Октябрьской железной дороги в изначально запланированные сроки не организовано

В отчете аудитора Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги» в 2013-2014 годах и I полугодии 2015 года».

В отчете отмечается, что с 2009 г. в Паспорт инвестиционного проекта неоднократно вносились изменения в части его наименования, сроков реализации. С учетом многочисленных изменений срок ввода объектов в эксплуатацию был перенесен с 2010 на 2016 г.

Из-за несвоевременной реализации мероприятий проекта бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда использовались Росжелдором в незначительных объемах и ежегодно возвращались в бюджет. Уровень исполнения бюджетных ассигнований Фонда в 2012 г. составил 35%, в 2013 г. - 22%, в 2014 г. - 72%. На 1 октября 2015 г. остаток неиспользованных средств Фонда на счетах главного распорядителя средств (Росжелдора) и заказчика-застройщика (ФГУП «Единая группа заказчика» Росжелдора) составил 2,7 млрд. руб.

По состоянию на 1 октября 2015 г. работы по семи контрактам не завершены. А по объекту «Автодорожный путепровод на 75 км» - только осуществляется работа по сдаче проектной документации на экспертизу.

Средства, выделенные на работу особо охраняемых природных территорий, использовались с нарушениями

В отчете аудитора Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и осуществления контрольно-надзорных функций в сфере их деятельности».

В отчете отмечается, что общий объем финансирования деятельности бюджетных учреждений, выполняющих работы и услуги в сфере функционирования особо охраняемых природных территорий, составил 3,7 млрд. рублей, из которых 3,3 млрд. рублей - это субсидии на выполнение государственного задания. В 2014 г. государственное задание для 5-ти проверенных бюджетных учреждений переутверждалось Минприроды 12 раз. Причем часть из них - в декабре 2014 года. В результате в 2013 г. госзадание было выполнено на 85,8%, в 2014 г. – на 83,3%

Проверка также показала, что средства субсидии использовались с многочисленными нарушениями. Наиболее серьезные нарушения были допущены ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» при выполнении работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа. В результате с признаками ущерба использовано 718,4 млн. рублей, или 49,7% от общей стоимости работ.

Общий объем средств, использованных бюджетными учреждениями с нарушениями законодательства, составил 720,2 млн. рублей, или 19,4% от общей суммы финансирования в проверяемый период.

В 2013-2015 гг. регионы выплатили проценты за пользование кредитными средствами банков на общую сумму около 160 млрд. рублей

В отчете аудитора Андрей Перчяна представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка кредитования коммерческими банками субъектов Российской Федерации в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года».

В отчете отмечается, что в совокупном долге регионов и муниципальных образований доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций на 1 января 2014 г. составляла 845,7 млрд. рублей (41,7%), на 1 января 2015 г. – 1,1 трлн. рублей (44,6%), на 1 июля 2015 г. – 972,7 млрд. рублей (40%). Основной объем задолженности приходился на долю ПАО «Сбербанк России» и Банка ВТБ (ПАО). По состоянию на 1 января 2014 г. она составляла 751,6 млрд. рублей (88,9%), на 1 января 2015 г. – 929,3 млрд. рублей (86,7%), на 1 июля 2015 г. – 839 млрд. рублей (86,3%).

В проверяемом периоде в связи с ростом объемов заимствований и стоимости заемных средств нагрузка на региональные и муниципальные бюджеты, связанная с обслуживанием долга по кредитам кредитных организаций, увеличивалась. Всего кредитным организациям, кредитовавшим регионы и муниципальные образования, за указанный период в виде процентов было выплачено около 160 млрд. рублей.

В отчете также отмечается, что отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, определяющих порядок осуществления регионами заимствований в виде кредитов кредитных организаций, в том числе в части планирования объемов их привлечения, приводило к тому, что программы государственных внутренних заимствований, утверждаемые законами о региональных бюджетах, включали завышенные показатели привлечения данных кредитов.

Средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами

В отчете аудиторов Татьяны Мануйловой и Андрея Перчяна представлены промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств ФНБ, осуществляемых в рамках реализации подпрограммы «Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

В отчете отмечается, что по состоянию на 1 октября 2015 г. в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ, включены 11 проектов с общим предельным объемом средств ФНБ, инвестируемых на возвратной основе, в сумме 814,86 млрд. рублей. Доля средств ФНБ составляет от 4,6 до 50% общего объема финансирования инвестиционного проекта. Паспорта 10 инвестиционных проектов были утверждены во II полугодии 2014 г. и еще одного проекта - в 2015 г., то есть через 12-14 месяцев после утверждения указанного перечня.

Проведенный мониторинг показал, что средства ФНБ, направленные для финансирования инвестиционных проектов, осваиваются низкими темпами. Так, по состоянию на 1 октября 2015 г. по проекту «Строительство «интеллектуальных сетей» было использовано 0,36 млрд. рублей из 1,08 млрд. рублей, или 33% поступивших средств ФНБ. По проекту «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» использовано 2,2 млрд. рублей из 50 млрд. рублей, или 4,4% поступивших средств ФНБ. По проекту «Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)» поступившие средства ФНБ в объеме 21,73 млрд. рублей востребованы не были.

Доходы, полученные от размещения средств ФНБ в ценные бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, на депозиты и субординированные депозиты в кредитных организациях в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также по привилегированным акциям кредитных организаций, приобретенных за счет средств ФНБ, составили по состоянию на 28 сентября 2015 г. 9,7 млрд. рублей, или 1,5% от вложенных средств (631,1 млрд. рублей).

Новый механизм господдержки сельхозстрахования не решает задачу экономии бюджетных средств

В отчете аудитора Андрей Перчяна представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» страховыми организациями, специализирующимися на сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой, за период 2012-2014 годов и I полугодие 2015 года».

В отчете отмечается, что, несмотря на расширение рынка страховых услуг, укрепление законодательной базы сельхозстрахования и применение новых страховых программ, рынок агрострахования остается проблемным. Новый механизм господдержки сельхозстрахования не решает ряда серьезных проблем и, прежде всего, проблему экономии и эффективного расходования бюджетных средств

Как показала проверка, кассовое исполнение по расходам федерального бюджета на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату страховых премий по договорам страхования за период 2012-2014 гг. составило только 81% от суммы, предусмотренной на эти три года (17,9 млрд. рублей). Основная причина - недофинансирование расходных обязательств регионов.

Среди недостатков в отчете также отмечается несвоевременное принятие уполномоченными органами подзаконных актов, что не позволяет страховщику и сельхозпроизводителю осуществлять страхование в сроки, предусмотренные законом. Кроме того, во всех проверенных страховых организациях отсутствовали документы, подтверждающие согласование расчетов по договорам сельхозстрахования с господдержкой (актов сверок) с уполномоченными органами регионов в сфере АПК.

Счетная палата дала Заключение на доклад Правительства об итогах работы по реализации СРП за 2014 год

В Заключении Счетной палаты на доклад Правительства Российской Федерации «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за 2014 год» отмечается, что информация в докладе в целом подтверждается результатами проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий.

Вместе с тем данные в Докладе не анализируются в динамике, не проводится анализ причин и последствий действий операторов и уполномоченных органов. Так, в Докладе представлена ретроспектива изменений проектных документов по каждому из СРП. При этом оценка принятых решений и их влияния на доходность проектов не приводится.

В части выполнения программ, работ и смет в Докладе приведены укрупненные данные в разрезе месторождений и категорий затрат, что не позволяет сделать вывод о фактическом использовании возмещаемых затрат. При этом анализ причин отклонений фактических затрат от плановых приводится не по всем проектам. Кроме того, информация об исключении из возмещаемых затрат необоснованных затрат прежних лет приводится в докладе без их привязки к периоду возникновения, что затрудняет осуществление контроля за тем, согласовано или нет то или иное возмещение.


Материалы по теме

Наверх