РУС ENG 

Информация по результатам исполнения представлений Счетной палаты, направленных в феврале 2015 г.

8 Июля 2015 г.

В рамках мониторинга и контроля за исполнением представлений Счетной палаты Российской Федерации подведены итоги по представлениям, направленным в феврале 2015 г.

1. По итогам контрольного мероприятия «Анализ деятельности федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы», федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и иных организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» было установлено, что существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков. В настоящий момент действует более 150 подобных сметных нормативов, характеризующихся направленностью на увеличение стоимости строительства. Минстроем России и его предшественниками не принимались меры, направленные на снижение сметной стоимости объектов капитального строительства, оценке эффективности капитальных вложений и выбору оптимальных проектных решений. Минстрой России передал реализацию государственной функции разрабатываемых сметных нормативов подведомственному ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве». ФЦЦС по существу не может осуществлять свою уставную деятельность – в организации нет квалифицированных кадров, утрачены информационные системы и архивы, часть бухгалтерских документов и отчетности. Субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания ФЦЦС не выделялись в период с 2012 по 2014 гг. Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой. Федеральный реестр сметных нормативов не включен в перечень общедоступной информации и не оформлен как государственная информационная система.

По решению Коллегии были направлены представления в Минстрой России, ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» и ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов», а также обращения в ФСБ России, Генеральную прокуратуру и Следственный комитет.

Минстрой

В рамках исполнения представления Счетной платы Минстрой утвердил новые составы Наблюдательных советов ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ФАУ «ФЦЦС», председателями которых избраны соответственно Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А.Мень и его заместитель Ю.У.Рейльян. Первые заседания Наблюдательных советов нового состава состоялись 25 февраля 2015 года и 11 марта 2015 года, соответственно.

Кроме того, Минстроем утверждено государственное задание ФАУ «Главгосэкспертиза» на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Государственное задание ФАУ «ФЦЦС» на 2015 г. и плановые периоды 2016- 2017 гг. находится на внутриведомственном согласовании.

В структуре ФАУ «ФЦЦС» создано Управление внутреннего контроля. Приказом Минстроя России от 22 декабря 2014 г. уволен начальник ФАУ «ФЦЦС» Е.Е. Ермолаев.

Проходит согласование проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», направленный на оптимизацию требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства с целью сокращения сроков проектирования.

В июне 2015 года планируется переход ФАУ «Главгосэкспертиза России» к приему проектной документации в электронной форме и предоставлению услуги «Государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» в электронном виде.

Представление исполнено частично. Срок продлен до 1 ноября 2015 г.

ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Представлена информация о регистрации в установленном порядке устава ФАУ «Главгосэкспертиза России», утвержденного приказом Минстроя России от 4 декабря 2014 г. Изменения в устав, предусматривающие исчерпывающий перечень видов деятельности учреждения, одобрены наблюдательным советом ФАУ «Главгосэкспертиза России», но Минстроем России до настоящего времени не утверждены. Проект устава с внесенными в него изменениями в Счетную палату не представлен.

Информация о принятых мерах по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации также пока не представлена.

Исполнено частично. Первоначально срок исполнения был продлен до 1 июня 2015 г. В связи с повторным неисполнением представления Счетной палаты в полном объеме планируется направить соответствующее предписание.

ФАУ «ФЦЦС»

В рамках исполнения представления Счетной палаты состоялось заседание Наблюдательного совета ФАУ «ФЦЦС», на котором была рассмотрена новая редакция Устава ФАУ «ФЦЦС». Устав приведен в соответствие со ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. «Об автономных учреждениях». Проект Устава рассмотрен и согласован Наблюдательным советом и учредителем. Его новая редакция направлена Минстроем России для утверждения в Росимущество.

Предложение об использовании нематериальных активов направлено на рассмотрение в Минстрой России.

Информация о закупках ФАУ «ФЦЦС» размещается на сайте учреждения в единой информационной системе государственных закупок. На сайте www.zakupki.gov.ru информация о закупках организации, совершенных в 2012 - 2013 гг., не размещена, а о закупка 2014 – 2015 гг. размещена не в полном объеме.

Учет входящих и исходящих документов осуществляется с применением системы электронного документооборота. Подготовлен проект инструкции по делопроизводству в учреждении.

Информация о деятельности ФАУ «ФЦЦС» размещена на сайте www.bus.gov.ru. Недостающий проект плана финансово-хозяйственной деятельности ФАУ «ФЦЦС» на 2015 г. будет рассмотрен на заседании Наблюдательного совета и после утверждения учредителем опубликован на официальном сайте.

Наблюдательным советом утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФАУ «ФЦЦС». Его анализ показал, что замечания Счетной палаты не устранены. Принятое положение по-прежнему позволяет ФАУ «ФЦЦС» осуществлять все закупки у единственного поставщика.

Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации проводится расследование уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего руководителя ФАУ «ФЦЦС» Евгения Ермолаева.

Исполнено частично. Первоначально срок исполнения был продлен до 1 июня 2015 г. В связи с повторным неисполнением представления Счетной палаты в полном объеме планируется направить соответствующее предписание.

2. По итогам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)» за период с 2011 по 2013 год» было установлено недостижение плановых значений целого ряда индикаторов и показателей Программы - сроки реализации, количество введенных объектов, эффективность вложений бюджетных средств и др. Деятельность госзаказчиков Программы при ее разработке не была организована должным образом, а оценка реальных возможностей реализации программных мероприятий в планируемые сроки не осуществлялась. «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» с возложенными на него обязанностями единственного поставщика товаров, работ и услуг по Программе не справился. При этом Росавиация претензии и иски в связи с некачественной разработкой проектно-сметной документации к генеральному проектировщику не предъявляла.

По решению Коллегии направлено представление в Росавиацию, информационное письмо – в Правительство Российской Федерации (Минтрансу поручено рассмотреть замечания и рекомендации Счетной палаты, проработать меры по повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации) и обращение - в Генеральную прокуратуру.

Во исполнение поручения Правительства Минтранс проинформировал Счетную палату о результатах рассмотрения информационного письма. Анализ полученной информации показал, что Росавиацей не в полном объеме были приняты меры по повышению эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на модернизацию Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. До настоящего времени Росавиацией в Минстрой России не направлен перечень объектов ЕС ОрВД, относящихся к объектам капитального строительства. Минтрансом России не утвержден нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок поступления, учета и расходования компенсационных средств, полученных от иностранных авиакомпаний, выполняющих транзитные полеты через территорию Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение представления Счетной палаты Росавиацией совместно с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» была проведена проверка, в результате которой установлены наличие и условия хранения оборудования, принятого филиалом Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». В настоящее время опытные образцы, созданные в рамках НИОКР, общей стоимостью 106 млн. руб. поставлены на балансовый учет Росавиации.

В целях обеспечения учета в реестре федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства России Росавиацией повторно направлены сведения в Территориальное управление Росимущества по городу Москве.

В Минтранс России направлены предложения по изданию нормативного правового акта, которым будут установлены требования к использованию денежных средств, получаемых от иностранных авиакомпаний в качестве компенсаций за упущенную коммерческую выгоду при их полетах по транссибирскому, трансполярному и трансазиатскому маршрутам.

По информации Генеральной прокуратуры вследствие неэффективности осуществления функций по реализации мероприятий ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2020 гг.)» Московской межрегиональной транспортной прокуратурой генеральному директору ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» было внесено представление.

Информация о результатах проверки, в том числе о неправомерных действиях члена конкурсной комиссии Росавиации Мнишко В.В., направлена Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в Управление на транспорте МBД России по Центральному федеральному округу для проведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия по их результатам решения в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Исполнено частично. Срок контроля продлен до 1 июля 2015 года.

3. По итогам контрольного мероприятия «Проверка использования средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации в 2013 году и за истекший период 2014 года» установлено, что действующая автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда (далее - АИС ПФР) подвержена риску возможных сбоев в осуществлении значимых социальных функций фонда. Проверка также показала, что ПФР может быть нарушен срок ввода в эксплуатацию АИС ПФР-2 в сентябре 2016 г., поскольку фондом не предусмотрено приобретение автоматизированных рабочих мест специалиста совместно с технологическим оборудованием для создаваемой системы. Успешному запуску АИС ПФР-2 также угрожает риск дезорганизации работы подразделений Исполнительной дирекции ПФР и Информационного центра персонифицированного учета, поскольку их полномочия по разработке и внедрению этой системы дублируются. Кроме того, установлены факты несоблюдения финансовой дисциплины при исполнении государственных контрактов. Так, выборочной проверкой контрактов ПФР был установлен факт оплаты фондом в 2013 г. услуг связи на сумму 321 млн. руб. до подписания актов сдачи-приемки оказанных услуг. В 2013-2014 гг. Исполнительной дирекцией ПФР с забалансового учета были списаны материальные ценности на сумму 1,7 млрд. руб. без получения от отделений фонда необходимых подтверждений об их принятии.

По решению Коллегии направлено представление в Пенсионный Фонд России.

Во исполнение представления Счетной палаты, а также с учетом рекомендаций Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Концепцию развития автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012-2016 гг. и План мероприятий по реализации Концепции внесены изменения в части:

- обеспечения использования единой сети передачи данных для нужд органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами для построения основной сети передачи данных (далее - СПД) ПФР и обеспечения её резервирования;

- обеспечения приоритета использования при развитии АИС ПФР товаров, работ и услуг отечественных компаний.

- обеспечения использования вычислительных и/или инженерных мощностей единого распределенного центра обработки данных для нужд органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами, как части вычислительной инфраструктуры АИС ПФР-2;

- обеспечения доступа к единой информационной базе АИС ПФР-2, необходимого для осуществления внешнего государственного аудита Счетной палатой.

Внесены дополнения в основные направления развития АИС ПФР, касающиеся обеспечения информационного взаимодействия ПФР с государственными органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции.

В целях повышения эффективности деятельности Пенсионного фонда и для обеспечения эффективного и своевременного развития АИС ПФР создана Комиссия по информатизации Фонда.

Для повышения качества управления операционной и проектной деятельностью, а также процессом оценки и управления рисками вопросы планирования и контроля за управлением рисками и их оценки отнесены на проектное управление, функции которого возложены на Федеральное учреждение «Информационный центр персонифицированного учета» (далее – Центр). Также Фондом внесены изменения в положения структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, оптимизирующее распределение полномочий и ответственности структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, ответственных за развитие АИС ПФР.

Для формирования системы управления ИТ-инфраструктурой Фондом подготовлен проект постановления Правления ПФР «О внесении изменений в Положение о федеральном учреждении «Информационный центр персонифицированного учета», а также План мероприятий по его реализации.

С целью приведения организационно-правового статуса Центра в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации в специализированный территориальный орган, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлено письмо о согласовании плана перевода ИЦПУ в форму бюджетного учреждения.

Разработаны и включены в Комплексный план работы ПФР на 2015 год, индикаторы развития ИТ-структуры.

На основании распоряжения Правления ПФР создана комиссия и проведено расследование фактов несоблюдения требований приказа Минфина России «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», а также несоблюдения финансовой дисциплины при исполнении государственных контрактов.

Кроме того, внесены изменения в План-график закупок для обеспечения специалистов Фонда автоматизированными рабочими местами и обеспечено равномерное расходование средств бюджета ПФР.

Доработаны должностные инструкции работников Департамента по осуществлению закупок в части закрепления функциональных обязанностей контрактной службы и персональной ответственности в соответствии с Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным приказом Минэкономразвития России.

В настоящее время Фондом разрабатываются технические требования на создание модуля «Обмен извещениями о передаче государственного имущества» подсистемы электронного документооборота АИС ПФР-2. Доработанный функционал позволит осуществлять направление извещений и иных бухгалтерских документов.

Исполнено частично. Срок продлен до 30 ноября 2015 г.

4. По итогам контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об экономической поддержке некоммерческих организаций (Российской федерации баскетбола), осуществляемой органами государственной власти в сфере физической культуры и спорта» были установлены систематические нарушения требований законодательства Российской Федерации. Так, представленная Российской Федерацией баскетбола бухгалтерская отчетность не отвечает требованиям достоверности и не позволяет сформировать полное представление об имущественном и финансовом положении организации. В нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» в учетную политику РФБ не внесены необходимые изменения. Допускались нарушения, связанные со сроками и порядком предоставления разных форм отчетности и первичных документов. Российской федерацией баскетбола не обеспечивается прозрачность финансовых процедур и итогов финансово-хозяйственной деятельности. Ежегодная инвентаризация имущества и финансовых обязательств в 2013-2014 гг. не проводилась.

По решению Коллегии направлены представления в Минспорт России и Российскую федерацию баскетбола (далее – РФБ).

В рамках исполнения представления Счетной палаты Минспортом прорабатывается вопрос об ответственности руководителей общероссийских спортивных федераций в случае нарушения сроков сдачи отчетности. При этом в структуру отчета о деятельности спортивных федераций планируется внести изменения в части детализации источников и объемов доходов, видов и объемов денежных расходов, направляемых на финансовую поддержку сборных команд Российской Федерации.

В свою очередь РФБ была проведена инвентаризация имущества и финансовых обязательств, внесены изменения в учетную политику в соответствии с нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормативными актами Минфина России.

На официальном сайте РФБ размещена информация о результатах аудиторских проверок деятельности Федерации.

Генеральным менеджерам сборных команд России указано о недопустимости задержки подачи данных о внесении изменений в списки кандидатов в составы сборных команд России по баскетболу.

Представления исполнены частично. Контроль продлен до 31 декабря 2015 г

5. По итогам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2013 году и за истекший период 2014 года в области здравоохранения» (в ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена» и ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина») был выявлен ряд системных проблем, типичных для каждого из проверенных учреждений. Например, анализ стоимости лечения одних и тех же заболеваний, оплаченных из различных источников, а также сравнение стоимости лечения одного случая заболевания между проверенными учреждениями выявил существенные различия, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к расчету нормативной стоимости лечения заболеваний со стороны Минздрава России. Кроме того, в ходе проверки деятельности обоих учреждений были выявлены многочисленные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неэффективное расходование бюджетных средств и федерального имущества.

По решению Коллегии направлены представления в ФГБУ «ФМИЦ им. П.А.Герцена» и ФГБУ «РОНЦ им. Блохина» (представление не исполнено, срок продлен до 1.07. 2015 г.).

ФГБУ «ФМИЦ им. П.А.Герцена

В рамках исполнения представления Счетной палаты Институтом были приняты меры по получению лицензии на оказание медицинских услуг по виду медицинской деятельности "паллиативная медицинская помощь". Документы на получение лицензии рассматриваются Росздравнадзором. Внесены изменения в устав ФГБУ «ФМИЦ им. П.А.Герцена». Получено санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности оказания паллиативной помощи.

Введены в эксплуатацию «Кибернож», компьютерный томограф, ОФЭКТ/КТ (представлены копии актов ввода в эксплуатацию).

По вопросу выполнения договорных обязательств и технического обслуживания медицинской техники с ООО «Мсервис» взыскана сумма переплаты на 551,9 тыс. рублей.

Издан приказ ФГБУ «ФМИЦ им. П.А.Герцена» об организации работы по контролю за эффективностью использования дорогостоящего медицинского оборудования.

Кроме того, приняты меры по контролю за ходом строительства и проведением ремонтных работ, а также за соблюдением Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Приняты меры к должностным лицам, допустивших нарушения: заместителю директора по общим вопросам и руководителю контрактной службы вынесены административные взыскания (выговор), заместителю директора по общим вопросам и главному энергетику вынесено административное взыскание (выговор); уволены - руководитель отделения микрохирургии Решетов И.В.; старший научный сотрудник отделения микрохирургии Голубцов А.К., заместитель генерального директора по общим вопросам Балашов П.Ю.

В территориальные органы Росимущества документы для регистрации права оперативного управления зданиями и сооружениями и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: г. Москва, ул. Погодинская, вл.6.

Кроме того, Институт представил копию приказа «Об утверждении Положения (регламента) о порядке взаимодействия Контрактной службы со структурными подразделениями», предусматривающий меры по усилению контроля за выполнением поставщиками и подрядчиками договорных обязательств.

По фактам включения в контракты на обслуживание медицинской техники списанного и не числящегося на балансе оборудования, повторной оплаты услуг по уборке территории, а также в связи с личной заинтересованностью руководителя микрохирургического отделения учреждения Решетова И.В. в заключении контракта с ООО «НТ МБЦИ» Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы усмотрено наличие признаков преступлений, предусмотренных ст. 159 (мошенничество) УК РФ. Материалы направлены в ОЭБиПК УВДпо САО Г. Москвы для организации проверки. Результаты рассмотрения представления и ход доследственной проверки контролируются прокуратурой г. Москвы.

Представление исполнено полностью и снято с контроля.

6. По итогам контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на капитальное строительство объектов, введенных в эксплуатацию в 2012-2013 гг.» были выявлены нарушения и недостатки в использовании бюджетных средств и федерального имущества на сумму 1,8 млрд. рублей. Допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 150 млн. руб. при строительстве здания Невского районного суда Санкт-Петербурга. Не в полной мере обеспечено соблюдение законодательства в сфере госзакупок. Без проведения торгов заключены государственные контракты на общую сумму 12 млн. руб. В рамках заключенных государственных контрактов оплачены работы на общую сумму 49 млн. руб., которые контрагентами не выполнены в полном объеме или выполнены с нарушением сроков исполнения договорных обязательств.

По решению Коллегии направлены представления в Судебный департамент при Верховном Суде и в Управление Судебного департамента при Верховном Суде в г. Санкт-Петербурге.

Во исполнение представления Счетной палаты приняты следующие меры:

Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге разработан и утвержден план мероприятий по устранению нарушений и недостатков.

Управлением приняты меры по выполнению контрагентами работ (в том числе пусконаладочных работ систем теплопотребления), оплаченных в рамках заключенных государственных контрактов. Контрагентам направлены соответствующие претензии.

Поданы исковые заявления о взыскании пеней на общую сумму 12,4 млн. рублей с момента фактического выполнения работ по гарантийным обязательствам по объектам «Строительство здания Невского районного суда», «Строительство здания Колпинского районного суда», «Строительство здания Санкт-Петербургского городского суда», «Реконструкция здания Кировского районного суда со строительством нового корпуса». Сумма штрафных санкций исчислена с учетом того, что в процессе исполнения представлений Счетной палаты некоторыми поставщиками частично исполнены обязательства по заключенным государственным контрактам.

На баланс Санкт-Петербургского городского суда Управлением передано имущество на общую сумму 47 млн. руб.

Согласно информации Судебного департамента оборудование на объектах строительства смонтировано в полном объеме.

Управлением в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации направлены предложения по разработке ведомственного нормативного акта, регулирующего порядок эксплуатации подземных парковок, располагаемых в зданиях судов общей юрисдикции

По итогам проведенных служебных проверок начальнику Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге Силюкову В.Н. и начальнику отдела капитального строительства, эксплуатации зданий и управления недвижимостью Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге Гончарову В.М. объявлены выговоры.

Исполнено частично. Срок контроля продлен до 1 октября 2015 г.


Материалы по теме

Наверх