РУС ENG 

Профицит федерального бюджета в первом полугодии 2014 г. составил 664 млрд. руб. – оперативный доклад

28 Июля 2014 г.

Фото: ИТАР-ТАСС

Счетная палата Российской Федерации подготовила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь - июнь 2014 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе. С полной версией доклада можно ознакомиться по ссылке.

Объем ВВП в январе–июне 2014 г. составил в текущих рыночных ценах 33,7 трлн. руб., или 47,2% прогнозируемого годового объема. «Оперативный анализ экономической ситуации в стране свидетельствует о наличии рисков недостижения прогнозируемых годовых темпов роста ВВП, связанных с продолжающимся падением инвестиционного спроса, а также замедлением динамики потребительского спроса», - прокомментировала данные оперативного доклада Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Индекс промышленного производства в январе – июне 2014 г. по сравнению с январем – июнем 2013 г. составил 101,5%.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе – июне 2014 г. составила $107,3 за баррель, превысив среднегодовую ожидаемую цену на нефть в 2014 г. на 3,2%.

Уровень инфляции в июне 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 4,8%, а по состоянию на 14 июля 2014 г. составил 5,2%, превысив на 0,2 проц. пункта законодательно утвержденный уровень. «На повышение уровня инфляции в начале июля текущего года дополнительное влияние оказал рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых была предусмотрена с 1 июля текущего года», - пояснила Татьяна Голикова.

Отток капитала из страны за январь – июнь 2014 г., по оценке Банка России, составил $74,6 млрд., превысив уровень аналогичного периода 2013 г. на $40,9 млрд., или в 2,2 раза.

Доходы федерального бюджета в январе–июне 2014 г. составили 7,1 трлн. руб., или 50% годового показателя (из них нефтегазовые доходы – 3,7 трлн. руб.), по сравнению с январем-июнем 2013 г. доходы федерального бюджета увеличились на 862 млрд. руб., или на 13,8%, нефтегазовые доходы увеличились на 604 млрд. руб., или на 19,5%. Вместе с этим, совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям по ним выросла на 3,8 млрд. руб., или на 0,3%, и на 1 июля 2014 г. составила 1,1 трлн. руб. (без учета задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды). «В целях увеличения доходов федерального бюджета необходимо активизировать работу по сокращению задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей и взысканию недоимки», - отметила глава контрольного ведомства.

При значительном сокращении планового задания по приватизации в 7,6 раза (до 26 млрд. рублей) соответствующие изменения в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации на 2014–2016 годы внесены не были. Следует отметить, что по состоянию на 1 июля 2014 года поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, на 4,1% превысили предусмотренный объем и составили 27,1 млрд. рублей. Основной объем поступлений обеспечили средства от продажи акций ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Архангельский траловый флот».

Расходы федерального бюджета в январе – июне 2014 г. составили 6,4 трлн. руб., или 46% годового показателя. При этом отмечается существенная неравномерность исполнения расходов федерального бюджета. Так, уровень исполнения составляет от 23,4% по разделу «Физическая культура и спорт» до 58,4% по разделу «Национальная оборона». Исполнение по подразделам «Коммунальное хозяйство» и «Общеэкономические вопросы» составило лишь 3% и 4,2% соответственно. При этом почти у половины главных распорядителей бюджетных средств расходы исполнены ниже среднего уровня, из них у 10 – ниже 30%. По некоторым распорядителям, таким как: Минкомсвязь России, Росграница, Минвостокразвития России, Росмолодежь, Росавиация, ЦИК России, Рособоронпоставка - низкий уровень исполнения расходов отмечался и в прошлом году.

Расходы федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в январе – июне 2014 г. составили 692,3 млрд. руб., или 31,5% показателя лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 1 июля 2014 г. При этом отмечается значительная неравномерность исполнения бюджетных ассигнований по указанным расходам главными распорядителями средств федерального бюджета (от 0,2 процента по ФАНО России до 59,1 процента по МИДу России).

В январе–июне 2014 г. до главных распорядителей бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на 2014 г. в сумме 13,4 трлн. руб., из них распределено по подведомственным распорядителям средств федерального бюджета 10,2 трлн. руб., или 76,7% доведенного объема.

В 2014 году постановлением Правительства России впервые установлена норма о необходимости распределения главными распорядителями по подведомственным распорядителям (получателям) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, а также на предоставление отдельных видов субсидий в полном объеме на 2014 год – не позднее 1 февраля 2014 года, на плановый период 2015 и 2016 годов – не позднее 1 апреля 2014 года. По состоянию на 1 февраля 2014 года главными распорядителями средств федерального бюджета распределено лишь 82% на 2014 год, по состоянию на 1 апреля 2014 года – 40,9% и 37,6% лимитов на плановый период 2015 и 2016 годов соответственно.

По состоянию на 1 июля 2014 года установленный норматив распределения лимитов бюджетных обязательств на плановый период 2015 и 2016 годов также не выполнен (распределено лишь 46% и 42,2% соответственно).

Распределение указанных лимитов бюджетных обязательств на низком уровне отмечается у Минрегиона России, ФМБА России, Минфина России, Минобрнауки России.

Расходы на реализацию государственных программ в январе–июне 2014 г. составили 3,4 трлн. руб., или 45% годового показателя. «По-прежнему на низком уровне исполняются расходы на госпрограммы, направленные на социально-экономическое развитие территорий», - отметила Татьяна Голикова. Так, расходы на госпрограмму «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» исполнены на уровне 1,6% годовых назначений, «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» - 6,6%, «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» -11,5%.

Несмотря на необходимость ежегодного составления планов реализации госпрограмм, в настоящее время утверждены лишь 12 планов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Кроме того, в связи с внесением изменений в федеральный бюджет финансовое обеспечение 37 госпрограмм по состоянию на 1 июля 2014 года не соответствует федеральному закону о федеральном бюджете, что в дальнейшем потребует их корректировки в части финансового обеспечения и целевых показателей (индикаторов).

Кассовые расходы на реализацию ФЦП в январе – июне 2014 г. исполнены на уровне 28,7%. Кассовые расходы не осуществлялись по 3 ФЦП (6,5% общего количества): «Чистая вода» на 2011 – 2017 гг., «Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 – 2019 годы», «Юг России (2014 – 2020 годы)».

По 22 ФЦП (47,8%) кассовое исполнение расходов за первое полугодие 2014 г. составило ниже среднего уровня, из них по 9 ФЦП (19,6%) – менее 10%. По 21 ФЦП (45,7%) кассовое исполнение расходов превысило средний уровень, из них по 4 ФЦП исполнение составило более 50%.

Бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП «Пожарная безопасность в РФ на период до 2017 г.» включены в федеральный закон о федеральном бюджете лишь в конце первого полугодия, что может потребовать принятия дополнительных мер по минимизации рисков ее неисполнения до конца года.

Счетная палата обращает внимание, что в целях полного и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию ФЦП, необходимо отказаться от включения в федеральный закон о федеральном бюджете ФЦП, не утвержденных в установленном порядке.

Профицит федерального бюджета в январе–июне 2014 г. составил 664 млрд. руб. (2% ВВП за соответствующий период) при утвержденном годовом профиците 278,6 млрд. руб. (0,39% ВВП). При этом следует отметить, что федеральный бюджет в 2014 г. ежемесячно исполнялся с профицитом. «На образование профицита в значительной степени повлияли девальвация рубля в начале года, более высокие цены на нефть по сравнению с первоначально заложенными прогнозными показателями, а также использование в качестве источников финансирования дефицита временно свободных средств, средств автономных, бюджетных учреждений и государственных компаний и положительной курсовой разницы», - пояснила Председатель Счетной палаты.

Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте за январь–июнь 2014 г. увеличился на 2,7% (на 77,3 млрд. руб.) и составил 2,9 трлн. руб. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 30 июня 2014 г. составила 8,9 млрд. руб.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте увеличился за январь-июнь 2014 г. на 2% (на 56,7 млрд. руб.) до 2,9 трлн. руб. Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 30 июня 2014 г. составила 6,7 млрд. руб., на депозитах во Внешэкономбанке – 15,2 млрд. руб.

Государственный долг Российской Федерации за январь–июнь 2014 г. увеличился на 47,5 млрд. руб., или на 0,6%, и составил 7,6 трлн. руб. (10,6% прогнозируемого объема ВВП).

Счетная палата направила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь–июнь 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации. Также аналитическая записка по докладу направлена Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву.


Материалы по теме

Наверх