В 2017 г. закупки школьных автобусов позволили существенно обновить парк устаревших транспортных средств

Press center
April 3, 2018
15692 views
Share

My default image

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудита эффективности расходования Минпромторгом России в 2017 году бюджетных ассигнований федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов, а также услуг по их доставке, проведенного во исполнение поручения Президента Российской Федерации.

Объект контрольного мероприятия: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Проверяемый период деятельности: 2017 год и истекший период 2018 года.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства на обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП) и школьных автобусов из федерального бюджета выделено 6,76 млрд руб. Оказанная мера господдержки позволила закупить и поставить в регионы 1 438 АСМП и 1 559 школьных автобусов, удовлетворив заявленную потребность в АСМП класса «В» на 24,7%, в школьных автобусах - на 31%.

В 2017 году Минпромторгом России с регионами было заключено 174 государственных контракта на поставку школьных автобусов и оказание услуг по их доставке на общую сумму 3 017,7 млн рублей и 211 контрактов на поставку и доставку АСМП на общую сумму 3 742,4 млн рублей.

Поставленные АСМП оснащены медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России. Школьные автобусы соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, предусмотренным Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, и оснащены в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Поставленные в 2017 году автомобили и автобусы не требуют доукомплектации (дооборудования) регионами.

По информации Росздравнадзора, в 2016 году количество укомплектованных автомобилей, поставленных в регионы, составило 98,5%. Службой осуществляется контроль доукомплектования автомобилей, поставленных в 2016 году в Республику Карелия, Костромскую (недоукомплектованы 13 автомобилей из 16 поставленных) и Вологодскую области (6 из 20).

В 2016 году государство уже выделяло средства федерального бюджета на аналогичное мероприятие, а Счетной палатой по поручению Президента был проведен аудит эффективности расходования Минпромторгом бюджетных ассигнований федерального бюджета, по результатам которого указывалось на ряд нарушений и недостатков.

В 2017 году при организации закупок и поставок АСМП и школьных автобусов Правительством ранее данные замечания и рекомендации Счетной палаты[1] в целом учтены. Были утверждены перечни единственных исполнителей, распределение транспортных средств между регионами происходило с учетом заявленной ими потребности, были определены существенные условия государственных контрактов.

В отличие от 2016 года в 2017 году Минпромторгом были заключены четырехсторонние государственные контракты на поставку АСМП и школьных автобусов в регионы, одной из сторон которых являлся субъект Российской Федерации. Это позволило обеспечить контроль проведения регистрации и учета полученной техники в реестрах государственного имущества и ее адресное распределение непосредственным потребителям в регионе.

АСМП и школьные автобусы, поставленные в 2016 году, в полном объеме внесены в реестры государственной собственности регионов, зарегистрированы и введены в эксплуатацию. По данным регионов, на момент завершения контрольного мероприятия зарегистрированы и учтены в реестрах государственного имущества 82,6% общего количества поставленных в 2017 году школьных автобусов и 62,5% АСМП.

Полученные школьные автобусы (70%) поставлены в образовательные организации, расположенные в сельских поселениях. При этом в отдельных регионах часть полученных автобусов распределена образовательным организациям, расположенным в республиканских, областных, краевых центрах.

Однако проверка Счетной палаты показала, что ряд вопросов на сегодняшний момент не урегулирован. Так, основное количество АСМП (более 50%) поставлено в учреждения здравоохранения, расположенные в городах - республиканских, областных, краевых центрах. Таким образом, задача по улучшению медицинского обслуживания населения, проживающего в отдаленных районах, а также сельской местности решена не полностью.

Минобрнауки не учтена потребность в автобусах с комплектацией: полный привод, вместимостью 22-24 человека в «стандартном» и «северном» исполнении при формировании потребности в школьных автобусах Пермскому, Камчатскому, Хабаровскому краям, Омской, Тюменской, Магаданской областям и Республике Коми.

Примененный Минздравом в 2017 году принцип распределения АСМП класса «В» в соответствии с разработанной им Методикой, которая нормативным правовым актом не утверждена и носит временный характер, в основном направлен на обновление имеющегося парка автомобилей.

Распределение по регионам, как и в 2016 году, проведено недостаточно равномерно. Так, в Ульяновскую, Томскую, Калининградскую области, Кабардино-Балкарскую Республику, Чукотский АО распределено автомобилей от 112,5 – 166,7 % заявленной потребности, в то время как в Ростовскую, Новосибирскую, Белгородскую, Астраханскую, Калужскую области, Республику Башкортостан, Республику Тыва, Республику Дагестан, Алтайский край распределено всего от 7 до 11%.

При распределении АСМП между регионами фактическое значение показателя госпрограммы «Развитие здравоохранения», «доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут», достигнутое регионами в 2016 году, Минздравом не учтено.

В региональные государственные программы и государственные программы «Развитие здравоохранения», и «Развитие образования», показатели обеспеченности субъектов АСМП и школьными автобусами, как и в 2016 году, не включены.

Несвоевременная подготовка проектов актов Правительства, нарушения Регламента Правительства в части порядка проведения межведомственных согласований проектов указанных актов привели к задержке сроков заключения государственных контрактов на поставку АСМП и школьных автобусов, а также услуг по их доставке (ноябрь - декабрь 2017 г.). Перенесен на 2018 год срок мероприятий по поставке 8 АСМП повышенной проходимости в Магаданскую, Амурскую и Мурманскую области, а также в Алтайский и Хабаровский края. До настоящего времени соответствующее распоряжение Правительства не принято.

В 2017 году в государственных контрактах стоимость доставки техники до получателей, как и в 2016 году, отдельной строкой не выделена. Усредненная плановая стоимость доставки АСМП и школьных автобусов до получателей включена в цену государственных контрактов.

По отдельным позициям перечня закупаемого единственными исполнителями медицинского оборудования и изделий медицинского назначения имеются риски увеличения расходов. Кроме того, в плановую калькуляцию затрат на 2017 год включен ряд позиций медицинского оборудования импортного производства, по которым имеются аналоги российского производства, стоимость которых также ниже стоимости, предусмотренной в государственных контрактах.

Таким образом, риски увеличения расходов (недополученная экономия) при определении цены контракта на поставку АСМП класса «В» в части стоимости медоборудования (даже по трем позициям) составили 94,4 млн рублей (расчетно).

С нарушением сроков (от 1 дня до 27 дней) ООО «ГАЗ», ООО «УАЗ», ООО «КАВЗ», ООО «ПАЗ», ООО «ВОЛГОБАС» выполнены обязательства по 11 государственным контрактам на поставку 35 школьных автобусов (2,2%) и 11 государственных контрактов на поставку АСМП – 68 единиц (4,7%). Общий объем пени составил 387,6 тыс. рублей (расчетно).

Также установлено, что в 15 регионах 17,6% уполномоченных получателей (от общего числа всех получателей) не являются медицинскими организациями, в 14 – 18,2% уполномоченных получателей школьных автобусов не относятся к образовательным учреждениям. Это требует дальнейшего контроля региональными органами контроля и надзора в сфере здравоохранения и образования их использования.

В тоже время, Счетная палата констатирует, что реализация в 2017 году закупки АСМП и школьных автобусов оказала существенное влияние на улучшение финансовых и производственных показателей деятельности единственных исполнителей,[2] создала условия для повышения эффективности системы скорой медицинской помощи, а также улучшения транспортной доступности в сфере образования и обеспечения безопасности детей на дорогах. Она позволила обновить парк транспортных средств (требующих замены) со сроком эксплуатации более 5 лет и более 10 лет на 27,1% и 30,5%, соответственно, а также обеспечить реализацию мер государственной поддержки автомобильной промышленности.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Президенту Российской Федерации, представление - в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, информационные письма - в Росздравнадзор, ФАС России, в Минобрнауки России и Минздрав России, а также информацию об основных итогах контрольного мероприятия и отчет в палаты Федерального Собрания.

[1] По итогам проверки в 2016 году.

[2] По данным Росстата, в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается рост объема производства легковых автомобилей на 20,3 %, легких коммерческих автомобилей – 3,9 %. Рост производства автобусов в 2017 году по отношению к 2016 году составил 2,8 %, рост производства комплектных автобусов из покупных некоммерческих автобусов или фургонов – 14,8 %.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.