Счетная палата выявила проблемы в использовании средств на господдержку малого и среднего предпринимательства в регионах

Press center
January 22, 2018
19263 views
Share

My default image

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты параллельного контрольного мероприятия «Проверка реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 – 2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Правительстве Республики Татарстан; Правительстве Алтайского края; Правительстве Ставропольского края; администрации Краснодарского края (параллельно с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края) и промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах».

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что сфера малого и среднего предпринимательства в России характеризуется ростом количества предприятий с 4 531 тыс. на 01.01.2015 до 5 992 тыс. на 10.12.2017 и одновременным сокращением числа работников соответственно с 18 021 тыс. человек до 16 033 тыс. человек.

На федеральном уровне основные мероприятия поддержки МСП предусмотрены по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»1. В рамках указанной подпрограммы в 2014-2017 гг. на поддержку МСП из федерального бюджета было направлено в общей сложности 120,5 млрд руб., из которых более половины составили взносы в уставный капитал АО «Корпорация «МСП». При ежегодном уровне кассовых расходов по данной подпрограмме на уровне 95% ее целевые показатели оставались недостигнутыми. Например, достижение показателя «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» в 2016 году составило 35,5 тыс. вместо запланированных 109,5 тыс.

Фактически поддержка МСП также осуществляется в рамках иных федеральных госпрограмм. При этом регионы не владеют полной информации об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 - 2016 гг. и в первой половине 2017 г. фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб.

Бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм. Полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается2. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.

Сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку МСП не обеспечивает создание равных условий для развития предпринимательства на всей территории Российской Федерации3. Аудитор отметил, что в 2014-2016 гг. более 20% средств федерального бюджета (11 млрд руб.), предусмотренных на поддержку МСП по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», были получены 5 из 85 регионов (Республики Татарстан, Башкортостан, Московская и Свердловская области, г. Москва). При этом Еврейская АО, Магаданская область, Ненецкий АО, Республика Алтай и Чукотский АО получили за этот же период только 0,4% (210 млн руб.) общего объема субсидий из федерального бюджета на указанные цели.

Проверенными регионами допускались случаи несоблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП. Администрацией Краснодарского края в 2015 г. и Правительством Ставропольского края в 2014 г. не было обеспечено достижение установленных значений по отдельным показателям результативности предоставления субсидий.

Ряд показателей, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий на поддержку МСП, не имеет прямой связи с финансируемыми мероприятиями и не может использоваться для оценки результативности использования субсидии. Так, в качестве показателей результативности использования субсидии на докапитализацию региональной гарантийной организации установлен показатель: «создано рабочих мест». Как показала проверка, Минэкономразвития Ставропольского края не осуществляет контроль создания рабочих мест субъектами МСП, получившими поддержку в рамках деятельности организаций инфраструктуры поддержки МСП, докапитализированных за счет средств субсидии, и не располагает данными, позволяющими подтвердить достоверность фактического значения соответствующего показателя. В свою очередь гарантийный фонд Ставропольского края не отслеживает достижение данного показателя получателями гарантийной поддержки.

На Коллегии Счетной палаты было обращено внимание на сокращение объема предоставленных субъектам МСП кредитов с 5 460,3 млрд руб. на 01.01.2016 до 4 917,8 млрд руб. на 01.11.2017. При этом доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% –по состоянию на 01.01.2016 до 4,8% – по состоянию на 01.10.2017. Проверка деятельности гарантийных организаций в охваченных контрольным мероприятием регионах показала, что количество выданных ими поручительств относительно общего количества зарегистрированных на территории региона субъектов МСП также остается незначительным: не более 0,1%.

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, проводившей параллельную проверку, были установлены нарушения и недостатки в деятельности гарантийного фонда и фонда микрофинансирования Краснодарского края, в том числе связанные с использованием предоставленных из федерального бюджета субсидий. Так, значительные объемы средств субсидий, полученных на пополнение фонда микрофинансирования, размещались на банковских депозитах: в 2014 г. – до 92,4%, в 2016 г. – до 41,8%. Материалы по результатам проверки были направлены в Прокуратуру Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство России, губернатору Ставропольского края, отчеты в палаты Федерального Собрания.

Поддержка МСП регулируется Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в соответствии с госпрограммами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами, а также АО «Корпорация «МСП».

Утвержденные приказом Минфина России Указания о порядке применения бюджетной классификации не предусматривают детализацию расходов на поддержку МСП в кодах целевых статей расходов бюджетов по госпрограммам.

Утвержденные нормативными правовыми актами Правительства России правила предоставления и распределения субсидий на поддержку МСП предусматривают распределение субсидий между регионами с учетом численности постоянного населения, уровня бюджетной обеспеченности, степени развития сектора МСП, эффективности реализации мероприятий по поддержке МСП. Также Минэкономразвития России ежегодно распределяет регионы по категориям и группам в зависимости от значения коэффициента, характеризующего степень развития сектора МСП. 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.